Винтажной мебелью я заинтересовалась еще во время учебы в антверпенской Академии дизайна. Мы ходили с преподавателем по магазинам и рынкам, учились отличать подделки, буквально на ощупь изучили историю дизайна ХХ века. Когда я переехала в Москву и начала работать в одном бюро по дизайну интерьеров, то быстро поняла, что тут совсем нет винтажных вещей.
Я предложила возить мебель для наших проектов. Спрос был, и в 2009-м я ушла из бюро и основала собственную компанию по продаже винтажа Designers Remix. К сожалению, открыть магазин или завести в Москве склад пока не получилось – слишком дорого. Поэтому я вожу всё на заказ. Самым первым клиентом стала “Арт-Академия”, а самым крупным – “Афиша-Рамблер”: для их офиса я привезла около двухсот пятидесяти предметов. У меня есть и частные клиенты, но они не хотят озвучивать свои имена. Найти хорошую вещь не сложно. У меня есть “свои” продавцы по всей Европе, они всегда достанут то, что нужно. Другие источники – аукционы и сайты. Сложнее привезти, но и эту проблему я решила: все вещи собираются на моем складе в Бельгии, а потом доставляются профессиональным перевозчиком в Москву. Цена вырастает, но не в разы.
Вообще именные вещи в хорошем состоянии (если надо, я их реставрирую) не так уж дешевы. Я покупаю только самые первые серии и стараюсь выбирать модели, которые больше не производятся. Цены на них растут очень быстро. Например, мое любимое кресло Penguin Teo Рута 1957 года три года назад стоило €400, а сейчас уже €1200. Хотя в Москве раритеты пока не востребованы: люди плохо знают дизайн ХХ века и чаще заказывают “хиты”.
Заниматься антиквариатом я начал давно, но сначала у меня не было определенного направления. Постепенно я понял, что меня интересует только винтаж, а точнее – вещи 1940–1970-х годов, и сосредоточился на нем. Больше всего люблю скандинавов и то, что называется industrial chic.
Становиться продавцом я не планировал, покупал для себя (мы как раз делали ремонт в новой квартире), но когда вещей стало слишком много, стало ясно, что придется с ними расставаться. Тем более что знакомые и знакомые знакомых постоянно просили что-то найти. Так как в Москве нельзя купить ничего, то я собираю абсолютно всё, что может пригодиться в декоре квартиры – от розеток и кранов до мебели. Светильники, вазы, мебель я вожу из Европы на машине, тут особенных приключений не случается.
Зато поиск вещей в Москве превращается в настоящую охоту. Покопаться на свалке, залезть через забор на стройку, заглянуть в больничную подсобку – все методы хороши, если есть шанс найти что-то интересное. Например, железные табуреты я выкупил в стоматологическом кабинете, где лечил зубы; под толстым слоем краски оказался настоящий шедевр.
Вообще реставрация – самая сложная часть процесса. Хороших мастеров найти еще сложнее, чем сами вещи, просят они дорого, работают долго и много пьют. То же с деталями: в Москве нельзя купить латунный крепеж! А без реставрации не обойтись: многие предметы достаются в очень плохом состоянии. Да и люди у нас не понимают ржавчины, сколов, потертостей. Покупают старое, а хотят, чтобы было как новое – чудные! Конечно, я не иду у них на поводу: винтажная вещь должна выглядеть на свой возраст, иначе в этом нет смысла.
Пару лет назад мы с друзьями открывали кафе “Продукты” и поняли, что мебель, которую можно купить в Москве, нас совершенно не устраивает. Не хотелось ставить польский “тонэт”, как у всех. И мы решили привезти что-то более оригинальное из Европы. Меня познакомили с человеком, который живет в Голландии и занимается мебелью, я поездил с ним по разным складам и рынкам и закупил на свой вкус мебель 1960–1970-х годов. Людям очень понравилось, все спрашивали, откуда это и нельзя ли купить. Так возникла идея продавать винтаж.
Правда, это оказалось гораздо сложнее, чем мы думали. Не буду вдаваться в детали, но наша таможня – это что-то. Сейчас уже всё налажено. У меня есть два агента, в Голландии и Лондоне, склад в Европе, транспортная компания, шоу-рум и склад на заводе “Пластик”, скоро будет сайт. Если сложить все траты, то в итоге получим примерный коэффициент 3. То есть стул, купленный за €50, в Москве будет стоить €150. Дорого, но попробуйте привезти этот стул сами: плата за перевес, налоги – дешевле не получится.
Пока основные заказчики – это владельцы ресторанов, магазинов и пр. Например, моя мебель стоит в баре “Менделеев”. Но частных клиентов становится всё больше, хотя рекламы никакой не было. Я очень рад, что занялся этим: винтаж явно в тренде.
Винтаж для нас – не бизнес, а приятное дополнение к нему (в основном мы возим новую мебель). Источник вещей, как и у большинства европейских галерей, – аукционы. Кроме того, мы сотрудничаем с винтажными магазинами в Дании, Швеции, Бельгии.
Работаем главным образом под заказ – мы привозили винтажную мебель для летнего кафе “Гаража” и Osteria della Piazza Bianca. Сток у нас небольшой. Угадать вкусы людей невозможно, поэтому в шоу-руме держим то, что нравится самим.
Имзы, Пантон, Якобсен, при всем уважении, вызывают уже отторжение. Зачем ставить в интерьер “протокольную” вещь, если вокруг столько интересного? Наше последнее увлечение – итальянский и французский свет 1950-х годов.
Цена некоторых предметов после доставки в Россию выходит под сто тысяч, но хороший винтаж вообще стоит дорого – дороже, чем новая мебель. И не стоит рассчитывать, что вы найдете приличные и редкие вещи где-то на развале в Европе. Шансов на это так же мало, как купить подлинник Кандинского на eBay.
Heritage – средовая галерея, каких очень много в Европе и совсем нет в России. Мы продаем и искусство, и предметы интерьера, потому что считаем, что они одинаково достойны коллекционирования.
Наша специализация – дизайн ХХ века, тот самый винтаж, который очень популярен в Европе, но пока настороженно воспринимается русскими. Мы выбираем вещи авторские, редкие, выпущенные малыми сериями или в единственном экземпляре. Цены при этом не сильно выше, чем на новую итальянскую мебель, – от €2000 за предмет.
Сначала мы представляли только западный дизайн, а недавно рискнули и попробовали сделать что-то с советским. Провели исследование, нашли дизайнеров, эскизы, прототипы, подготовленные для выставок. Проект “Авангард и поставангард в советском дизайне” был представлен на ярмарке Art Basel в прошлом году и имел огромный успех.
Думали, интересно будет только иностранцам, но нет: основными покупателями стали именно русские. Советский авторский дизайн найти очень сложно, потому что его было мало, но мы не хотим останавливаться. Сейчас собираем сталинский ампир, покажем летом в Базеле.
1. Барахолка у ст. Новоподрезково
Вещи производства СССР и стран соцлагеря. Состояние, за редким исключением, пугающее. Но московских декораторов это не останавливает (Анна Эрман бывает здесь каждые выходные). “Убитые” тумбочки 1960–1970-х годов стоят в пределах 500 рублей, пара кресел в приличном состоянии – 3000 рублей.
2. “Мастерская братьев немцев”
Магазин на Artplay специализируется на антикварных материалах (старых досках, плитке и т. п.), но есть и мебель вроде старой советской картотеки или шикарной качалки 1950-х годов по дизайну Антонио Вольпе.
3. Бар “Стрелка”
Винтажную мебель покупают для интерьера, но остается и на продажу. Купить ее можно в магазине Depst (онлайн и в универмаге “Цветной”), а также во время барахолок, которые устраивает “Стрелка”.
4. www.avito.ru
Сайт частных объявлений с огромным выбором и удобным поиском. Как и на реальной барахолке, тут много барахла, но если терпеливо ждать, могут попасться шедевры дизайна, причем даром (за самовывоз).
5. Артем Дежурко
Коллекция историка дизайна и журналиста имеет оригинальную специализацию: советская и восточноевропейская версия стиля mid-century modern. По качеству эти вещи, конечно, хуже, но выглядят не менее стильно и стоят намного дешевле.