Бетон
Материал для сильных духом. Жить в окружении бетона для большинства из нас – все равно что пребывать в состоянии перманентного ремонта. Если бетон не обработать, в доме всегда будут пыль и грязь. Но сегодня эта проблема легко решается: бетон покрывают пропитками и лаками, которые не дают ему крошиться. Так что архитекторы вовсю отказываются от обоев и красок, оставляя бетон в чистом виде на полу, стенах и потолке.
Работать с бетоном с наскоку нельзя. Это “звучный” материал, который в любом интерьере отвлекает все внимание на себя – благодаря фактуре и цвету, переходящему из палевого в темно-серый. Яркая мебель для бетонных интерьеров не подходит, лучше выбирать что-то нейтральное и однородное по стилю, иначе пространство получится излишне дробным. Опять же может показаться, что стены оставили бетонными потому, что все деньги проекта ушли на покупку обстановки.
Дерево
Материал из разряда вечных. Это касается и его уникальных свойств, и многовековой истории использования. Ничто другое не требует к себе настолько бережного отношения, как дерево. Архитектор и дизайнер должны понять его структуру, свойства, знать достоинства и недостатки тех или иных пород. Иначе вся красота рисунка древесины будет потеряна.
Нужно стремиться к тому, чтобы дерево выглядело в помещении естественно. Это значит, что если оно выбрано в качестве главного отделочного материала, то интерьеры нужно выстраивать исходя из его цвета, фактуры и качества — не замазывать красивые срезы и годичные кольца краской и не “перебивать” текстуру насыщенным декором.
Деревянный дом – это практически живой организм, который существует по своим собственным законам. С большой осторожностью нужно пользоваться материалами, имитирующими деревянную поверхность, в большинстве случаев это выглядит пошло.
Либо можно решиться на интерьерную шутку – нарочито ярко расписать фанеру под струганую доску, как это сделал английский дизайнер Ричард Вудс.
Стекло
Холодный материал, но, несмотря на это, оно пользуется большой популярностью. Сегодня сложно найти такой интерьер, в котором архитектор не спроектировал бы комнату со стеклянным полом или на худой конец стеклянную лестницу.
Эннио Арозио пошел дальше всех и выстроил в Америке полностью стеклянный дом. Его хозяев, скорее всего, не оставляет постоянное ощущение прохлады, зато оно же наверняка заставляет их все время двигаться и что-то делать. Стекло в этом проекте использовано должным образом: оно работает и по горизонтали, и по вертикали.
Этот же прием применяется и большинством мебельных фабрик, производящих стеклянную мебель. Они “разбивают” стеклянные поверхности толщинками и соединениями, которые делают предмет более материальным и не дают ему визуально раствориться в пространстве.
Другой вариант использования стекла – в декоративных целях. В этом случае его чаще всего делают цветным, например в витражных окнах. Правда, достойных решений такого рода крайне мало, так как цветное стекло часто напоминает пластик.
Плитка
Сегодня используется все более смело. Из ванных комнат и кухонь она перемещается в гостиные и коридоры. Плитка – благодатный материал, который годится и для скромной фоновой отделки, и для ярких декоративных решений.
Белая или с плотным узором, она создает нужную тональность. Монохромная выглядит невыразительно, зато это отличный фон, на котором мебель и аксессуары покажутся дорогими арт-объектами.
Плитку с густым орнаментом использовать тяжело. Если перебрать с площадью выложенных ею поверхностей, может начать рябить в глазах. Правда, для общественных пространств такой вариант вполне годится, так как на ярком плиточном полу грязи не видно.
Плитку кладут и “гаудианским” способом, то есть из неровных ярких кусков создают мозаичное полотно. Но наиболее выразительно она смотрится на контрасте. Одним из самых удачных примеров является дом в Позитано, оформленный двумя архитекторами – Карлом Пиккерингом и Клаудио Лаццарини. Из плиток 20×20 см они выложили широкую “ленту”, которая тянется по всему дому. Получился эффектный контраст и цвета, и фактур.
Зеркало
Не самый распространенный отделочный материал. Даже маленькое зеркало может кардинально изменить пространство: искривить, сделать больше. Поэтому использование зеркал всегда очень рискованно.
У Нормана Фостера в его проекте Рейхстага этот риск, безусловно, себя полностью оправдал. Несущую и доминирующую конструкцию Фостер выложил зеркалами, так что центральная часть купола кажется мобилем, а у посетителей от бесчисленного количества отражающих поверхностей начинается головокружение.
В малых пространствах зеркала применяют как уловку. Например, для того чтобы визуально увеличить размеры комнаты. Или ”убрать” стены, как это сделали в столовой миланского дома. Благодаря зеркалам, закрепленным по всему периметру комнаты, стены практически исчезли.
Есть и третий вариант применения зеркал – для отделки мебели. Такие кровати, столы и комоды выглядят очень строго и геометрично. Их необходимо “оживлять” цветными аксессуарами, текстилем, яркой мозаикой.
Материал подготовила Дарья Котельникова