Московский архитектор Игорь Пищукевич комментирует 20 дизайнерских решений устройства домашней библиотеки.
Игорь Пищукевич
Краткая биография:
Родился в городе Золотой на Украине в 1958 году.
Окончил МАРХИ в 1983‑м.
Работал в институте “Моспроект-2”, участвовал в разработке новой градостроительной концепции Зеленограда.
С 1989 по 1994 год занимался графикой, предметным дизайном, создавал объекты, в том числе авангардные стулья-скульптуры.
В 1991-м основал собственное архитектурное бюро “π”, на счету которого более пятидесяти реализованных проектов квартир и загородных домов.
Архитектор Эндрю Листер
Эту совмещенную с гостиной и кухней библиотеку спроектировал архитектор Эндрю Листер в частном доме в Новой Зеландии. Добраться до верхних полок можно при помощи лестницы, которая передвигается вдоль стены по рельсам.
Очень рациональный вариант библиотеки – похоже на систему хранения книг и папок в офисе или на аккуратный гардероб. Видимо, этот изогнутый угол оставался в помещении неосвоенным, и его вполне разумно приспособили под хранилище для книг. В расположении полок есть свой ритм – размер ячеек уменьшается снизу вверх, и получается своего рода эффект перспективного сокращения. Идеально подойдет для любителей простых в исполнении интерьеров.
Это неожиданное решение – каменный книжный шкаф между лестничными маршами мог соорудить только очень эксцентричный человек. Выглядит такой массивный архитектурный элемент эффектно, и сочетание дерева с камнем удачное, но пользоваться шкафом будет крайне неудобно – придется нести стремянку всякий раз, когда понадобится достать книгу с верхней полки.
Архитектор Моше Сафди, дизайнер Сьюзи Худлс
Здесь библиотека получилась полукруглой благодаря компоновке архитектурных объемов здания – деревянные шкафы просто вписали в существующую планировочную схему. Расстановка мебели рациональна, но не лишена артистизма: например, кресло для этой комнаты великовато, но оно – знаковый для библиотеки предмет. Вид на природу – плюс для любой комнаты.
Дизайнер Роберт Кайм
Это пространство изначально проектировалось как библиотека, поэтому все сделано грамотно – хранилище разделено на уровни, доступ к книгам удобен. Освещение разнообразное: общий свет, бра и торшеры для чтения в креслах, лампы точечного света для рассматривания фолиантов.
Дизайнер Фредерик Мешиш
Всегда трудно придумать, как с толком использовать пространство под лестницей. Отличный ход – устроить под ней библиотеку. Этот вариант хорош тем, что нетривиален – модернистская мебель в парижском особняке XIX века выглядит неожиданно.
Архитектор Даниэль Ромуальдес
Эту библиотеку старались сделать эффектной, но черно-белая гамма получилась слишком напряженной – она не соответствует назначению помещения. К тому же потолочные балки, классический французский ковер, столики леопардовой расцветки и современный контрастный колорит интерьера плохо сочетаются между собой.
Дизайнеры Ларс и Улла Уоллес
В библиотеке-гостиной сохранили ауру старинного интерьера – оставили печку XIX века, деликатно вписали простые деревянные шкафы. Здесь каждая вещь – самодостаточный арт-объект: та же печь, кресло дизайна Мис ван дер Роэ, черно-белые фотографии. Но они отлично сочетаются. Такая библиотека хороша и для чтения, и для приема гостей.
Архитектор Марсио Коган
Блестящее архитектурное решение. Высота потолка значительная, поэтому стену разбили на два уровня, и пространство сразу стало сомасштабно человеку. Лестница за стеллажами удобна, но не бросается в глаза и не разрушает минималистской логики пространства. Тщательно продумано искусственное освещение – на каждом уровне предусмотрен свой ряд галогеновых светильников.
Дизайнеры Ларс и Улла Уоллес
Такая этажерка – симпатичный арт-объект. Книги или толстые альбомы здесь держать не стоит, а для журналов она подойдет. Ставить ее лучше на проходе, на пути к ванной или кухне – чтобы журналы можно было брать на ходу. Подобное решение подойдет тем, кто читает несколько газет и журналов сразу: расставьте такие стеллажи по всему дому, и в каждой комнате будет ждать свой журнал.
Дизайнер Кент Карлок
Помещение для библиотеки выбрано неудачно – комната проходная и лишена необходимой для чтения интимности. Много оконных и дверных проемов – их пришлось обходить, когда стены стали обшивать полками, а потому их рисунок кажется случайным.
Дизайнер Банни Уильямс
Здесь применили модный сейчас декораторский прием – замешали ардекошные вещи и старинную мебель в ренессансном стиле. Это статусная библиотека, читать здесь негде: нет ни кресел, ни подходящих светильников, вместо книг – альбомы по искусству.
Такое решение в духе постмодернизма больше подходит для выставочного стенда на книжной ярмарке, чем для дома. Бутафорская арка из крашеной фанеры напоминает театральную декорацию. Лестница узкая и неудобная – тянуться к книгам с верхних ступенек сложно, да и опасно. Простая деревянная лестница была бы возле этих полок гораздо логичнее.
Архитектор Питер Себьюлак, дизайнер Кэтрин Ньюман
Круглая в плане библиотека-кабинет подойдет человеку, который не коллекционирует книги, а работает с ними – например, адвокату. Шкафы здесь явно заполнены не художественной литературой, а справочниками – они расставлены очень аккуратно. В такой библиотеке легко ориентироваться, оба уровня удобны для обхода.
Дизайнер Конни Бил
В этой библиотеке декоратор тщательно воссоздал викторианский стиль: характерные арки в книжных шкафах, резная викторианская лестница. Но выбор синего цвета неудачен – трудно представить, что в комнате с таким напряженным колоритом можно сосредоточиться на чтении.
Архитектор Оскар Нимейер
Это пример музейного подхода к оформлению библиотеки. Пространство не требовало такой необычной двери-люка – она здесь появилась как объект, который спроектировала Шарлотта Перриан. Хозяева дома коллекционируют дизайнерскую мебель, поэтому здесь такое решение кажется логичным.
Дизайнер Николас Дайн
Очень рациональное архитектурное решение библиотеки в спальне, где так удобно иметь книжный шкаф. Минусы этого варианта: цвет паркета, покрывала и неудачный выбор кровати – сюда больше подошла бы простая по форме традиционная японская кровать.
Архитектор Айк Клигерман-Баркли
Библиотека-студия расположена в типичном нью-йоркском здании начала XX века. В таком интерьере с открытыми несущими конструкциями, воздуховодами, открытой фактурой стен мебель должна быть высокотехнологичной. Простота книжных полок обманчива: для них нужны особые кронштейны, а чтобы полки не прогибались под весом книг, они должны иметь внутренние ребра жесткости – как у самолетного крыла.
Дизайнер Виктория О’Брайен
Такие библиотеки на балконах обычно устраивают в больших гостиных с высокими потолками. Шкафы на всю высоту стены выглядели бы громоздко, а галерея задает нужный масштаб помещения. Все элементы интерьера хорошо подобраны по цвету.
Архитектор Рикардо Легоррета
В этом кабинете-библиотеке технологичные элементы вроде оконных переплетов отлично сочетаются с мебелью в стиле ар-деко. Перед нами кабинет модного парня-интеллектуала – мебель подобрана и расставлена очень рационально, эффектно обыгран выход в засыпанный красным песком двор.
Фото: ПОРТРЕТ: НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ; ФОТО: CAROLINE GAVAZZI; CONRAD WHITE/ZAPAIMAGES.COM; RICHARD POWERS