Визуально производство фарфора больше похоже на искусство, чем на тяжелый рутинный труд. На самом деле за изящными движениями работников мануфактуры Bernardaud стоят годы тренировок, поразительная сосредоточенность и скрупулезность.
Таинство происходит в Лиможе — там, где в 1768 году крестьянка обнаружила в устье реки необычную белую глину, поразительно быстро отстиравшую ее белье. Позже эксперты определили, что это месторождение каолина — самого важного из четырех ингредиентов фарфора, отвечающего за белизну и прозрачность. Остальные три — это кварц, полевой шпат и пластичная глина. История Bernardaud началась позже. В 1863 году два промышленника, почувствовав потенциал фарфора, открыли мануфактуру в Лиможе, а в 1900-м талантливый мастер Леонар Бернардо, выросший до совладельца, выкупил компанию и дал ей свое имя, а также определил ДНК бренда, который существует уже более ста пятидесяти лет.
Основа ДНК Bernardaud — качество. Только задумайтесь: производство одного предмета занимает неделю, и каждый из них проходит через как минимум пятьдесят рук. Все начинается на мануфактуре в Орадур-сюр-Глане, в двадцати километрах от Лиможа. Там Bernardaud производит “белый” фарфор, который затем отправляется на декорирование в Лимож.
Несмотря на то что компания постоянно тестирует инновационные технологии, ручной труд правит бал. Начиная с изготовления гипсовой формы, в которую заливается базовая жидкая масса, заканчивая прикреплением ручек к чашкам и нанесением золотой каемки на тарелку. После того как изделие отлито, ему нужно просохнуть. Интересно то, что его “сырой” вариант на 14 % больше того, что получится в итоге, — так сильно фарфор сжимается под воздействием жара в печи. Затем, если это чашка, мастер вручную приклеивает ручку. Через одного человека в день проходят сотни чашек, и каждый раз он точно знает, в какое место нужно прикрепить ручку, и делает это практически не глядя. Кстати, ручки приделываются отдельно, для того чтобы жар от горячего напитка в чашке не доходил до наших пальцев.
Затем между первым и вторым обжигом изделие глазуруется, и это зрелище заслуживает отдельного рассказа. Мастер будто управляет тарелкой силой мысли: он, слегка придерживая, опускает ее в ванночку и так же легко достает, не оставив ни одного не покрытого глазурью места. После второго 24-часового обжига изделие приобретает классический фарфоровый вид и отправляется на проверку.
На второй мануфактуре мастера приступают к декорированию, и это еще более кропотливая работа. Сложность зависит от коллекции. Чаще мастера используют технику деколь — наносят на белый фарфор отпечатанный на пленке рисунок. Рисунок, кстати, придумывает отдельная дизайн-команда, а печатают его в собственной типографии. Но некоторые изделия требуют ручной росписи, и в этом художникам помогает целый арсенал инструментов. Затем фарфор снова отправляется в печь, для того чтобы узор проявился полностью.
Финальной проверкой занимается огромный цех — в нем каждый работник отвечает за свой дефект. Например, один мастер бьет о посуду ручкой, желая услышать характерный фарфоровый звон. Если его нет, предмет отправляется в помойку. А если все в порядке, то на ваш стол.
Фото: Софья Карпенко; архив пресс-службы