За свою долгую историю компания Villeroy & Boch имела множество фабрик в самых разных местах: Люксембурге, Дрездене, Торгау и Вроцлаве, но самым важным пунктом был и до сих пор остается городок Метлах на западе Германии.
Сегодня здесь в здании бывшей фабрики находится головной офис компании, а большая часть производства перенесена в соседний Мерциг — первая мануфактура Villeroy & Boch появилась там в 1879 году.
Но в Метлахе все еще проходит первый этап изготовления посуды из фарфора: здесь производят так называемый бисквитный, неглазурованный фарфор, который перевозят в Мерциг для доработки и оформления.
Первым делом “бисквиты” проверяют, отсеивают брак и полируют в огромных баках с алабитовой галькой, а затем покрывают глазурью. Проще всего глазуровать тарелки и плоские блюда: с конвейера, где на них со всех сторон напыляют белую глазурь, они сразу попадают в печь на второй обжиг.
С чашками, кофейниками и другими объемными предметами дело обстоит сложнее: для равномерной обработки как внутри, так и снаружи их закрепляют на станке, который окунает их в чан с глазурью.
Движение станка определяет заранее заданная программа, зависящая от типа предмета.
Фабрика гордится тем, что после каждого этапа производства посуда проходит проверку: например, после глазуровки сотрудница отдела контроля рассматривает, ровно ли легла глазурь, и если находит погрешности, возвращает изделие на доработку.
Любая царапина, пятнышко или пузырь расценивается как брак, не говоря уже о трещинах, которые определяют традиционным способом — постукиванием карандашом.
Посуда, прошедшая контроль качества, отправляется в декораторский цех. Для оформления в одну краску используются станки, которые “пропечатывают” на чашках и тарелках определенный узор.
Большинство разноцветных сервизов Villeroy & Boch декорируются в технике деколь: рисунок “переводится” на фарфор с бумажной основы и закрепляется обжигом. Процесс напоминает наклеивание знакомых с детства переводных картинок, но здесь всё гораздо серьезнее — работа в декораторском цехе требует терпения и внимательности. Мелкие детали раскрашиваются вручную: например, фигурные цветы на сервизах Wildrose и Vieux Luxembourg или ручки сахарниц, кружек и кувшинов.
Вручную рисуют и ободки на бортиках тарелок, а чтобы линия была четкой, мастерицы устанавливают тарелку на крутящееся колесо. После окраски посуду обжигают в третий раз, а если декор предполагает использование золота, то и в четвертый. При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходит под ее тонкий слой, потом хорошо сохраняет цвет и противостоит химичеcкому воздействию.
В начале XIX века, когда фабрика начала производство фарфора, все изделия окрашивались вручную.
Но со временем производственный процесс был максимально механизирован: сегодня машины отвечают практически за всё, даже за перемещение предметов от одного станка к другому. Высокая технологичность, отличающая Villeroy & Boch от многих фабрик, позволяет компании сокращать расходы и в результате производить фарфор не только красивый, но и доступный.
Текст: Ксения Ощепкова