remeslo-farforovaya-manufaktura-furstenberg
Как оформить

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg

О фарфоровой мануфактуре Fürstenberg, где по сей день свято хранят традиции ручного труда, рассказывает Маргарита Зотова.

AD Magazine

Mануфактура Fürstenberg – одна из старейших в Европе. Ее основатель, герцог Карл I Брауншвейгский, отдал в 1747 году под новое модное дело свой охотничий замок.

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg - фото 1
Музей фарфора в старом охотничьем замке: здесь можно увидеть всё, что мануфактура выпускала с момента своего основания.

Сегодня в замке находится музей, сама же мануфактура в 1972 году перебралась в два новых одноэтажных здания по соседству.

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg - фото 2
Малая механизация на мануфактуре есть. Все станки сделаны под специальный заказ с учетом опыта здешнего производства. Этот — аналог гончарного круга. На нем делают большие тарелки.

Работают здесь примерно сто человек (считая менеджмент) – не много, но компания никогда не ориентировалась на массовое производство. Главная ставка делается на высококвалифицированный ручной труд.

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg - фото 3
Твердая фарфоровая масса, из которой делают тарелки, от жидкого фарфора отличается только консистенцией.

Отливка изделий из тонкостенного фарфора – процесс кропотливый. Сначала скульптор должен изготовить образец, который технолог разнимет на части и для каждой рассчитает форму-негатив. Эти формы изготовят из гипса и зальют в них жидкую фарфоровую массу.

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg - фото 4
Чтобы отливку из тонкого фарфора можно было аккуратно извлечь, гипсовые формы делают разъемными.

Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому там, где он соприкасается с жидким фарфором, образуется пленка – как пенка на молоке. Остается вылить излишки жидкости и извлечь на свет божий полумягкое содержимое.

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg - фото 5
После того как все части лошадки будут склеены, ее подсушат на воздухе, зачистят от всех заусенцев и отправят в печь на первый обжиг. Там она уменьшится в размере на 16 %.

После чего склеить части в единое целое, досушить на воздухе – и в печь, на обжиг. На первый взгляд легко. Да вот только во всей этой цепочке нельзя допустить ни единой ошибки – фарфор обладает памятью, и как бы вы ни старались выправить пальцами помятый бочок чашки, в печи он предательски вернется в изначальное состояние.

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg - фото 6
Полировка после золочения.

После обжига фарфор покрывают глазурью (по составу и глазурь, и клей почти не отличаются от фарфоровой массы) и снова отправляют в печь. А дальше полировка и декорирование. Всё как в старые времена.

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg - фото 7
Рисунок наносится методом деколирования. Помните детские переводные картинки? Принцип тот же.

Парадокс, но именно следование традициям позволяет мануфактуре идти в ногу с современным дизайном (и дизайнерами). Виртуозное исполнение любого замысла, которое обеспечивают здешние мастера, сегодня могут предложить не многие фабрики.

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg - фото 8
На мануфактуре для нанесения рисунков используют не только деколи. Многое расписывают вручную.

Именно этот факт стал решающим, например, для Майкла Зигера, когда в 2005 году он искал производителя для своей линии посуды My China!. Так родился бренд Sieger by Fürstenberg.

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg - фото 9
Партия тарелок, прошедшая первый обжиг и глазуровку, ожидает новой отправки в печь. Первый обжиг длится 11 часов, печь постепенно нагревают до 950 °С, потом медленно остужают. Для второго обжига требуется 12 часов и температура 1400 °С.

В 2009-м коллекцию фарфора для мануфактуры сделал итальянский архитектор Карло Даль Бьянко, в 2013-м – корейский скульптор и керамист Кап-Сун Хван. А коллекция чашек из двуслойного фарфора Touché в 2012 году была отмечена премией Red Dot.

Ремесло: фарфоровая мануфактура Fürstenberg - фото 10
Фарфор Fürstenberg декорируют после глазурования и второго обжига, но клеймо марки наносят под глазурь кобальтовой краской.

Знаковые работы мануфактуры Fürstenberg:

Чайная пара из коллекции Carlo по дизайну Карло Даль Бьянко в декоре Rajasthan — его автор Петер Кемпе.
К работе над серией конических ваз был привлечен флорист Бьёрн Кронер. Этот вариант декора для них — Les Fleurs — предложил венский дизайнер Себастиан Меншхорн.
У стакана из коллекции Touché, как у термоса, стенки двуслойные, но их толщина всего 1,5 мм. Стакан можно смело брать в руки, даже если залить в него кипяток.
Бокалы для шампанского из коллекции Sip of Gold, Sieger by Fürstenberg, внутри покрыты 24-каратным золотом. В этом году Майкл Зигер разработал для своего бренда новое “семейство” черно-белых геометричных орнаментов Ca’ d’Oro.
+3
+2
Блюдо из коллекции Solitaire. Вазы и блюда из этой коллекции покрывает кристаллическая глазурь. В ее состав входят силикаты, оксиды и каменная пыль. Глазурь не жидкая, а пасто­образная и наносится щеткой. Требует обжига в течение 55 часов в отличие от обычных 12. Нельзя сказать заранее, какой именно формы кристаллические цветы “­распустятся” в печи. Поэтому все предметы коллекции уникальны, как и их цена. Секретом этой технологии владели китайцы во времена империи Сун (X–XIII века). На мануфактуре ее вернули к жизни в 2007-м.

Текст: Маргарита Зотова

Читайте также