На сайте admagazine.ru могут содержаться упоминания и ссылки на Facebook и Instagram, ресурсы принадлежащие компании Meta, деятельность которой запрещена в РФ. При этом, вся информация и ссылки на Facebook и Instagram размещены до запрета деятельности Meta на территории России. На сайте admagazine.ru отсутствуют запрещенные в связи с их содержанием материалы и/или ссылки на такие материалы.
О фарфоровой мануфактуре Fürstenberg, где по сей день свято хранят традиции ручного труда, рассказывает Маргарита Зотова.
Mануфактура Fürstenberg – одна из старейших в Европе. Ее основатель, герцог Карл I Брауншвейгский, отдал в 1747 году под новое модное дело свой охотничий замок.
Музей фарфора в старом охотничьем замке: здесь можно увидеть всё, что мануфактура выпускала с момента своего основания.
Сегодня в замке находится музей, сама же мануфактура в 1972 году перебралась в два новых одноэтажных здания по соседству.
Малая механизация на мануфактуре есть. Все станки сделаны под специальный заказ с учетом опыта здешнего производства. Этот — аналог гончарного круга. На нем делают большие тарелки.
Работают здесь примерно сто человек (считая менеджмент) – не много, но компания никогда не ориентировалась на массовое производство. Главная ставка делается на высококвалифицированный ручной труд.
Твердая фарфоровая масса, из которой делают тарелки, от жидкого фарфора отличается только консистенцией.
Отливка изделий из тонкостенного фарфора – процесс кропотливый. Сначала скульптор должен изготовить образец, который технолог разнимет на части и для каждой рассчитает форму-негатив. Эти формы изготовят из гипса и зальют в них жидкую фарфоровую массу.
Чтобы отливку из тонкого фарфора можно было аккуратно извлечь, гипсовые формы делают разъемными.
Гипс хорошо впитывает влагу, поэтому там, где он соприкасается с жидким фарфором, образуется пленка – как пенка на молоке. Остается вылить излишки жидкости и извлечь на свет божий полумягкое содержимое.
После того как все части лошадки будут склеены, ее подсушат на воздухе, зачистят от всех заусенцев и отправят в печь на первый обжиг. Там она уменьшится в размере на 16 %.
После чего склеить части в единое целое, досушить на воздухе – и в печь, на обжиг. На первый взгляд легко. Да вот только во всей этой цепочке нельзя допустить ни единой ошибки – фарфор обладает памятью, и как бы вы ни старались выправить пальцами помятый бочок чашки, в печи он предательски вернется в изначальное состояние.
После обжига фарфор покрывают глазурью (по составу и глазурь, и клей почти не отличаются от фарфоровой массы) и снова отправляют в печь. А дальше полировка и декорирование. Всё как в старые времена.
Рисунок наносится методом деколирования. Помните детские переводные картинки? Принцип тот же.
Парадокс, но именно следование традициям позволяет мануфактуре идти в ногу с современным дизайном (и дизайнерами). Виртуозное исполнение любого замысла, которое обеспечивают здешние мастера, сегодня могут предложить не многие фабрики.
На мануфактуре для нанесения рисунков используют не только деколи. Многое расписывают вручную.
Именно этот факт стал решающим, например, для Майкла Зигера, когда в 2005 году он искал производителя для своей линии посуды My China!. Так родился бренд Sieger by Fürstenberg.
Партия тарелок, прошедшая первый обжиг и глазуровку, ожидает новой отправки в печь. Первый обжиг длится 11 часов, печь постепенно нагревают до 950 °С, потом медленно остужают. Для второго обжига требуется 12 часов и температура 1400 °С.
В 2009-м коллекцию фарфора для мануфактуры сделал итальянский архитектор Карло Даль Бьянко, в 2013-м – корейский скульптор и керамист Кап-Сун Хван. А коллекция чашек из двуслойного фарфора Touché в 2012 году была отмечена премией Red Dot.
Фарфор Fürstenberg декорируют после глазурования и второго обжига, но клеймо марки наносят под глазурь кобальтовой краской.