Ремесло: фарфоровая мануфактура "Гжель"

Татьяна Шарапова отправилась в Гжель и выяснила все тонкости производства бело-синего фарфора.
Гжель производство посуды и аксессуаров из фарфора на заводе «Объединения Гжель» | Admagazine

На самом деле в районе станции “Гжель” находится несколько точек про производству бело-синей фарфоровой посуды. Главная и основная из них – это знаменитый завод, построенный в 80-е годы, официальное название которого “Объединение Гжель”.

Татьяна Шарапова

Производство фарфора начинается с добычи материалов. В самой Гжели все месторождения уже давно разработаны, функционирует лишь карьер с красной глиной. Поэтому завод работает полностью на привозном сырье. До недавнего времени глину закупали в Донецке, сейчас же все поставки из Донецка прекратились, но запасов “исходного материала” на заводе пока достаточно. В России месторождения есть еще на Дальнем Востоке и Урале.

Татьяна Шарапова

На заводе работают несколько художников, которые создают эскизы будущих изделий. Существует два типа эскизов – художники придумывают полностью авторские работы или же создают эскизы по техническому заданию от заказчиков. “Объединение Гжель” производит множество предметов на заказ – это и предметы с корпоративной символикой, и предметы для частных коллекций, и даже предметы мебели.

Татьяна Шарапова

По эскизу художника в гипсово-модельном отделе вытачивается модель будущего изделия, с которой снимается форма. Если предмет имеет сложную форму (с ручками, приставными фигурками, крышками), то для каждой из его частей мастера делают отдельную форму. Всего в ассортименте завода несколько тысяч разных изделий, а форм еще больше – у сложных предметов десятки и даже сотни приставных деталей.

Татьяна Шарапова

В литейном цехе фарфоровая масса струится под потолком по трубам, от которых отходят резиновые шланги. Из шлангов мастера этого цеха разливают массу по формам, ждут некоторое время и сливают ненужные остатки. Чтобы получить тонкую фарфоровую чашку, массу нужно подержать в гипсовой форме всего четыре минуты, а вот для квасника с толстыми стенками потребуется несколько часов.

Татьяна Шарапова

Когда все детали застыли и приняли нужную форму, их склеивают между собой той же фарфоровой массой, но более густой консистенции, счищают резаком все неровности и выравнивают влажной губкой. Сейчас в литейном цехе самые популярные предметы – козы в различных вариациях. Начиная с лета заводу стали поступать заказы на изготовление рогатого символа 2015 года.

Татьяна Шарапова

Дальше склеенные и оправленные предметы отправляют в печи на первый обжиг при температуре 900 градусов. В течении 16 часов фарфоровые скульптуры и посуда греются в огромных печах. Для обжига есть целый набор вспомогательных подставок, чтобы мягкие фарфоровые носики, крышки и другие детали ненароком не завалились. Чашки обжигаются вверх донышком на специальных круглых подставках.

Татьяна Шарапова

Перед росписью каждый предмет вручную проверяют на наличие трещин и дефектов с помощью ярко-розового раствора фуксина. Фарфор окунают в ванночку с розовым раствором фуксина и он окрашивается в розовый цвет. Тут то и становятся заметны даже самые маленькие трещины. На порозовевший и прошедший проверку на качество фарфор сразу ставится фирменный знак “Гжель” зеленого цвета.

Татьяна Шарапова

Затем розовые изделия отправляются к художникам на роспись. Расписывают предметы темно-серой подглазурной кобальтовой краской, которая после второго обжига становится синей. В зависимости от толщины мазка синий цвет получается разных оттенков – от бледно-голубого до насыщенно-синего.

Татьяна Шарапова

Уметь нанести красивый рисунок – это полдела, а вот учесть то, что после второго обжига изделие уменьшится в размере на 15 процентов, а вместе с ним и рисунок – вот это настоящее мастерство. Поэтому художники рисуют узоры и мотивы поразмашистее, ведь фарфор спечется и уменьшится. Самыми сложными с точки зрения нанесения рисунка считаются изделия с портретами.

Татьяна Шарапова

После росписи для фарфора снова наступает время принимать ванные процедуры. На этот раз их окунают в ванную в белой глазурью. Глазурь – это по сути жидкое стекло, которое после обжига превращается в стекловидную пленку.

Татьяна Шарапова

При втором обжиге, температура которого 1350 градусов, розовый фуксин выгорает, а кобальтовая краска из темно-серой превращается в синюю. Целых 36 часов предметы томятся в печи, чтобы стать знаменитыми бело-голубыми символами русских промыслов.

Текст: Татьяна Шарапова

Фото: Татьяна Шарапова