Ремесло: фарфоровая мануфактура Richard Ginori

Директор мануфактуры Richard Ginori Альберто Пиантони рассказал Елене Ильиной о фарфоре, который мы чуть было не потеряли.
Посуда Richard Ginori экскурсия на фарфоровую мануфактуру и история бренда

Фарфоровая мануфактура Richard Ginori существует с 1735 года и настолько известна, что многие итальянцы называют “джинори” все изящные тарелки и супницы вне зависимости от их марки.

Цех форм и прототипов.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

Единственный, но очень серьезный кризис компания пережила три года назад. Тогда наследники основателя мануфактуры Карло Андреа Джинори продали фабрики в Милане, Пизе, Ливорно и Генуе под бизнес-центры и элитное жилье, а уцелевший завод на окраине Флоренции встал. Его выкупил один из итальянских инвестиционных фондов, и спасением производства занялся приглашенный менеджер Альберто Пиантони.

Альберто Пиантони, генеральный директор фарфоровой мануфактуры Richard Ginori.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

“Я согласился на эту работу только потому, что здесь остался коллектив в триста пятьдесят человек и сохранилась своего рода база данных Richard Ginori – старинные формы для отливки фарфора. Без этого восстановить завод было бы невозможно”, – говорит Пиантони.

Гипсовую форму очищают от пыли.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

В дальнейшем к команде присоединилась Паола Навоне, ставшая арт-директором марки. Она продолжает традицию классической сервировки, но с учетом современного уклада жизни. Поэтому у многих предметов появляется несколько назначений, художники создают комбинированные сервизы из цветной и белой посуды, а марешалле – традиционные вазочки для конфет – становятся суповыми тарелками.

Мягкую фарфоровую массу — шликер заливают в форму.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

Один из самых интересных и важных цехов – отдел художественных изделий. Его продукция составляет сорок процентов от объема всего фарфора, выпускаемого на мануфактуре, остальное – посуда и штучные элементы декора.

Элемент декоративного рельефа “Модерн”.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

Марчелло Бонджини, проработавший здесь сорок семь лет, с гордостью показывает фарфоровые фигурки. “Их производство прекратилось сто пятьдесят лет назад, – рассказывает он, – но сейчас мы восстановили формы, которые были утрачены, и снова производим фарфоровые миниатюры, правда, выпуск их пока ограничен. Над некоторыми из них пришлось серьезно потрудиться. К примеру, сохранились не все формы для семидесяти семи частей фигурки “Садовница”. Недостающие мы делали по рисункам XVIII века. Большинство наших миниатюр – это воспроизведение классических монументальных скульптур, таких, например, как “Утро”, “День”, “Вечер” и “Ночь”, созданных Микеланджело для капеллы Медичи.

Мастер склеивает части необожженной фигурки ангела.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

Изготовление миниатюр – процесс сложный: сначала отливают отдельные части, затем их склеивают. На склейке сидят мастера с двадцатилетним стажем. Только они знают, как “усаживается” фарфор, и могут отследить, чтобы его толщина была одной и той же во всех частях скульптуры. А для сложных композиций, состоящих из сотен частей, они разрабатывают специальную систему креплений”.

Художник Терсилио Фабри расписывает фигурку ангела.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

В отделе росписи мастера работают с предметами, уже прошедшими два обжига в печи длиной сорок метров. Первый проводится при температуре тысяча градусов, второй – при тысяче четырехстах после того, как каждое изделие обмакнут в глазурь. Затем часть фигурок и посуды отправляется в руки художников.

На тарелку наносят знаменитый рисунок Frutti Italiani.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

Один из самых знаменитых декоров – Frutti Italiani. Рисунок из слив, инжира и яблок был придуман в 1740 году для росписи фарфора с дефектами. Со временем посуда с этим орнаментом стала бестселлером марки. После росписи все предметы обжигают в третий раз, а с позолотой еще и в четвертый.

Третий, заверша­ющий обжиг тарелок после росписи.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

“Сегодня на фабрике наряду с поточным производством налажен выпуск сервизов под заказ для частных клиентов и больших компаний, – продолжает Альберто Пиантони. – Мы активно сотрудничаем с Missoni Home и делаем посуду для бизнес-класса самолетов Alitalia. Но в целом наш производственный цикл остался таким же, как и двести лет назад, – от замешивания шликера (мягкой фарфоровой массы) до завершающего обжига. Главную роль в таком производстве играет не столько техническая оснащенность, сколько руки работников.

Мастер корректирует рельеф на вазе после отливки.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

За последние годы не появилось каких-то сверхновых технологий, в мастерской формовки гипсовые формы по-прежнему смазывают марсельским мылом и оливковым маслом, а контроль качества производят на глаз. У нас даже время течет по-другому, гораздо медленнее, чем за воротами фабрики. А работники говорят, что фарфор оживает только тогда, когда мастер неторопливо и с любовью вдыхает в него душу”.

Фигурка “Коломбина”.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

Фигурка “Похищение сабинянок”.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

Тарелка из коллекции Merci.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

Тарелка из коллекции New King. На ее роспись и золочение ­уходит около десяти часов.

Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы

Текст: Елена Ильина.

Фото: Emanuele Biondi, Milan; архив Пресс-службы