Ремесло: мебельная фабрика Andrea Fanfani

Посетив итальянскую фабрику Andrea Fanfani, Елена Карцева узнала, что наряду с древесиной для изготовления мебели там используют гипс. Он служит основой для росписей и позолоты.
Andrea Fanfani        Admagazine

В городке Джинестра-Фиорентина под Флоренцией на улице с правильным названием – via degli Artigiani (улица Ремесленников) расположена фабрика Andrea Fanfani.

Слева направо: Роберто, Марко и их отец Андреа Фанфани, владельцы фабрики Andrea Fanfani.

Guido clerici; архив пресс-службы

Основатель компании декоратор и резчик по дереву Андреа Фанфани начал свое дело в 1970‑е годы с выпуска небольших предметов мебели. По мере роста производства увеличивались и габариты продукции. Сейчас на фабрике трудится около двадцати сотрудников, и они делают все – от стульев до кроватей.

Перед нанесением гипсового раствора поверхность тщательно шлифуется.

Guido clerici; архив пресс-службы

Уже у входа в цех я чувствую тяжелый запах гипса. Традиционный процесс золочения и росписи деревянной мебели начинается с него, как театр – с вешалки.

Мастер наносит на предмет мебели гипсовый раствор.

Guido clerici; архив пресс-службы

“Для создания арабесок и флористических мотивов важна не только четкость движения мастера, но и мягкость основы, – говорит Марко Фанфани, один из сыновей Андреа. – Именно для этого и нужна грунтовка”.

После высыхания гипс шлифуют наждачной бумагой, чтобы поверхность была идеально ровной и гладкой.

Guido clerici; архив пресс-службы

На тщательно ошкуренные мебельные заготовки из дерева наносят жидкую смесь из гипса с клеем. Ей дают высохнуть в течение пары дней, а потом полируют. Таким образом поверхность становится идеально ровной и гладкой, готовой принять любой декор или орнамент. В этом виде полуфабрикаты поступают на второй этаж цеха, где их доводят до ума: покрывают сусальным золотом или расписывают.

Процесс серебрения. Тонкие листочки серебра накладывают на клей и разравнивают ватным тампоном.

Guido clerici; архив пресс-службы

Золочение – самый яркий процесс: белая матовая основа начинает сверкать, как металл. Мастер наносит клей и аккуратно расправляет на нем тонкие листочки фольги. После поверхность полируется специальным агатовым зубком.

Покрытая сусальным золотом поверхность полируется агатовым зубком.

Guido clerici; архив пресс-службы

Кстати об инструментах. Традиционное ремесло не особенно склонно к нововведениям. Помимо агатовых зубков тут еще используют пунсоны – штампы с резьбой. Металлическое колесико с силой прокатывают по загрунтованной поверхности, и получается тисненый орнамент. Этот способ “печати” узора называют fiorentina.

Пунсон — инструмент для выдавливания орнамента. Пунсоны делают из железа или латуни.

Guido clerici; архив пресс-службы

За соседними столами происходит роспись мебели: уверенные движения кистей – и перед нами возникают райские цветочные композиции.

Для росписи комода мастер использует золотую краску и гуашь.

Guido clerici; архив пресс-службы

Заключительный этап – состаривание. Неравномерное затемнение жидким битумом придает рисунку глубину. После осталось покрыть предмет лаком и вернуть на первый этаж, где его упакуют и отправят клиенту.

Текст: Елена Карцева

Фото: Guido clerici; архив пресс-службы