Ремесло: мебельная фабрика Arketipo

Производственная площадка итальянской компании Arketipo похожа на ателье. Что между ними общего, рассказывает ­Елена Карцева.
Мебельная фабрика Arketipo история создания и экскурсия на производство

Новый виток в истории Arketipo, выпускающей мягкую мебель с 1980-х годов, случился в 2011-м, когда компанию купил дизайнерский бренд Cattelan Italia. С этого момента фабрика из промышленного городка Прато начала сотрудничать с такими дизайнерами, как Джино Каролло, Джузеппе Вигано и Мауро Липпарини.

Лоренцо Каттелан, генеральный директор Arketipo, рядом с креслом Juno по дизайну Мауро Липпарини.

Гвидо Клеричи

Впрочем, называть производство Arketipo фабрикой можно с натяжкой – для его описания больше подходит слово “ателье”. Первое, что бросается в глаза при переходе из шоу-рума в цех, – это бесконечные ряды стеллажей с рулонами тканей, фурнитурой и нитками, а также козлы с лоскутами кожи и замши.

Чтобы образцы кожи не выцветали, их накрывают чехлом, который сейчас сняли.

Гвидо Клеричи

Работающие швейные машины создают здесь постоянный шум. Их видно из окна отдела разработки прототипов. Это своего рода центр управления: любая дизайнерская идея, прежде чем попасть на производство, проходит через этот отдел, трансформируясь из технических чертежей в экспериментальный прототип в натуральную величину. Этот подготовительный этап позволяет не только оптимизировать производственные технологии и расход материала, но и предусмотреть или предотвратить любые технические погрешности.

Автоматизированный стол для раскроя кожаных деталей. Желтым помечаются незначительные дефекты, которые будут на невидимых глазу частях мебели.

Гвидо Клеричи

Дальше утвержденные чертежи отправляются к мастерам по дерево- или металлообработке, а выкройки – в цех к мастерам-закройщикам. Ткани со сложным орнаментом раскраивают вручную, а работу с однотонным текстилем и кожей доверяют компьютеру. С кожей мороки больше всего: каждый окрашенный лоскут тщательно осматривается специалистом по контролю качества. Позволительны лишь мелкие изъяны, подтверждающие натуральность материала и тем самым повышающие его ценность.

На этот монитор выводится информация обо всех столах, где происходит раскройка.

Гвидо Клеричи

Все дефекты помечаются определенным цветом. Желтым обозначают незначительные недостатки, которые допустимы, к примеру, на невидимых глазу сторонах предмета. А вот красных отметин при раскрое необходимо избегать. Все детали для одного предмета или комплекта стараются выкроить из одной партии кожи, чтобы не было несовпадений цвета. “Каждая партия кожи окрашивается по-разному, и это вполне естественно, –объясняет Мартина Альбертацци, директор по маркетингу компании Arketipo. – Информация о цвете заносится в гарантийный сертификат изделия, чтобы в случае необходимости можно было воссоздать нужный оттенок кожи с максимальной точностью”.

Мастер в отделе изготовления прототипов раскраивает чехол для кресла.

Гвидо Клеричи

После того как чехол готов, он отправляется на встречу с каркасом, ожидающим его, как это называют на профессиональном жаргоне, “в белом”. Дело в том, что все мягкие детали мебели обтянуты белым текстилем. Непосредственно каркасы выпускаются мастерскими, расположенными в Тоскане и работающими эксклюзивно с Arketipo не один десяток лет.

Труд швей очень кропотливый: даже большой чехол может состоять из множества мелких деталей.

Гвидо Клеричи

“Раньше мы ежегодно пополняли свою коллекцию новыми моделями, – говорит Лоренцо Каттелан, генеральный директор Arketipo. – А сейчас уделяем внимание работе с цветом и материалами. Вот уже пару лет мы замечаем, что серый и бежевый преобладают в интерьерах. Такая тенденция сохранится и в этом году, тем более что в моду вошли приглушенные и “пыльные” оттенки зеленого, синего, коричневого, а также сочетания серого с землистым. Но это не значит, что мы совсем откажемся от ярких отделок. Небольшие кресла и пуфы вполне могут быть яркими, а вот большие предметы должны быть спокойного, неутомляющего оттенка”.

Текст: Елена Карцева

Фото: Гвидо Клеричи