Годы идут, мир меняется, – сокрушается Марко Беллони, владелец фабрики Belloni в городке Барлассина на севере Италии. – Раньше клиенты становились нашими друзьями, мы знали всё об их жизни, могли посоветовать какие-то предметы или интерьерные решения. Теперь бизнес более анонимный: заказчик купил кресло и исчез с горизонта. А в нашем деле связь с клиентом очень важна”.
Вы вернулись с экскурсии в Версаль или посмотрели очередной эпизод “Игры престолов” – и вас посетила идея... Так порой начинается работа в дизайн-бюро фабрики. Вашей фотографии исторического интерьера, фрагмента резной ножки кресла или буазери достаточно для разработки проекта.
Хотя и собственному архиву Belloni могут позавидовать многие библиотеки. Здешние мастера могут как воссоздать любой предмет мебели в первозданном виде, так и сотворить на его основе что-то новое.
С момента основания в 1898 году фабрика сменила в Барлассине несколько зданий. Последний переезд произошел не так давно, когда старинное производство было перестроено под фамильный театр. Все сотрудники – а их сейчас около тридцати – местные горожане, многие работают на фабрике по сорок лет.
Смежники – главным образом это частные мастерские по лакокрасочным работам и золочению – тоже расположены в регионе Монца–Брианца. Так что из всех участников процесса, вероятно, самый долгий путь до столярного цеха проделывает дерево.
Прежде чем начать новую жизнь в качестве дивана или стеновой панели, древесина годами хранится на специальном складе при входе в цех и сохнет. С высушенных досок удаляется верхний слой, контактировавший с воздухом и влагой.
Затем их распиливают на бруски, на которых размечают контуры детали (иногда вручную карандашом, иногда специальным станком для копирования) и вырезают приблизительный объем.
С этого момента у каждой детали своя судьба. Например, на массивные подлокотники и ножки контур будущей резьбы наносится сразу: мастер будет работать по нему вручную, как и сотню лет назад. В среднем на изготовление одной ножки кресла ему требуется день-полтора работы.
Каркасы собирают здесь же, на фабрике, а вот покрывают лаком или сусальным золотом и серебром в мастерских подрядчиков. По возвращении их дорабатывают, обтягивают тканью и готовят к отправке заказчику.
“Обидно, что среди молодежи сейчас не особенно популярно изучение традиционных ремесел, – говорит Марко Беллони. – Человек, овладевший классическим мастерством, никогда не останется без работы”.
Готовые работы:
Текст: Елена Карцева
Фото: Guido Clerici; Архив пресс-службы