В названии итальянской компании Flexform отражена философия бренда. Какая именно, рассказывает Елена Карцева, посетившая их производство.
Основанная в конце 1950-х годов братьями Агостино, Пьетро и Ромео Галимберти, компания впитала в себя традиции ремесленного производства региона Монца-э-Брианца. В 1969 году ребрендинг компании (которая, кстати, вопреки итальянской традиции никогда не носила фамилию своих владельцев) был поручен известному графическому дизайнеру Пино Товалье (автору логотипов Alfa Romeo и региона Ломбардия).
Товалья разработал логотип и придумал название Flexform, отразив первоначальную идею forme flessibile (гибкие формы). В том же году в производство было запущено знаменитое кресло Джо Коломбо Tube Chair — один из первых дизайнерских экспериментов с модульными конструкциями и той самой гибкостью форм.
“Мы не считаем себя дизайнерским брендом, — говорит архитектор Элиза Веллуто, — несмотря на то что сотрудничаем с лучшими итальянскими дизайнерами и архитекторами и каждый год представляем на Salone del Mobile новинки. Для нас важнее не тренды и модные тенденции, а комфорт. Вы садитесь на диван — и вам удобно”.
Это “удобно” звучит просто, но технически дается тяжело. Невидимая глазу структура дивана — то, что поддерживает комфорт на протяжении десятилетий. Основы бывают двух типов: из дерева или металла с каркасом из вспененного полиуретана, который отливают в специальных формах.
Обычно заказчик (а все модели Flexform выпускает только под заказ и не держит ничего на складе) не знает, что внутри у его дивана, — выбор каркаса для каждого отдельного случая осуществляют технологи в зависимости от множества факторов, в том числе от оптимизации производства.
Каркасы, изготовленные субподрядчиками, поступают в сборочный цех Flexform, где на них со всех сторон наклеивают тонкие листы полиуретана. Клей всегда используют только на водной основе — он не вредит ни здоровью будущего владельца дивана, ни здоровью сотрудников, которые могут работать даже без защитных масок.
Внутри диван устроен как слоеный пирог: поверх полиуретана идет слой так называемого bianco (“белого”), материала, похожего на синтепон. Это чистовая отделка каркаса, видная глазу, когда с дивана снята обивка. На дне деревянного каркаса мастера вручную крест-накрест закрепляют ленты.
Персонализация модели происходит в обивочном цехе. Там при входе висят лоскуты обивочной кожи с отмеченными маркером дефектами. Раскрой деталей производится с помощью компьютера. Это один из главных процессов на Flexform, которого коснулась модернизация. Выкроенные детали обметывают по периметру и затем сшивают, превращая в чехлы и наволочки для подушек.
Несмотря на компьютеризацию производства, все выкройки для всех моделей диванов и кресел Flexform, даже уже снятых с производства, хранятся вырезанными из картона и развешанными на стендах. Неоднократно клиенты обращались за новой обивкой для своей мебели спустя пятнадцать-двадцать лет после покупки, ведь это единственное, что может устареть или выйти из моды.
Последний этап перед упаковкой дивана в целлофан и огромную коробку — отглаживание всех элементов. Это гарантия того, что даже спустя недели после доставки на диване не будет ни одной морщинки!
Фото: Guido Clerici; Архив пресс-службы