В особняке Лучано Лукателло, владельца компании Reflex, в годы Первой мировой войны располагался военный госпиталь, где проходил лечение Эрнест Хемингуэй, а сейчас в старинных стенах стоит хай-тековская стеклянная мебель. Она отлично вписывается в повседневную жизнь, где присутствуют детские игрушки и конструкторы.
Начав с производства стеклянных столов, к своему двадцатипятилетию Reflex стала практически градообразующим предприятием и выпускает светильники и мебель, комбинируя стекло с деревом, металлом и кожей.
Стекло — знакомый всем материал, но прогулка по цехам фабрики в сопровождении Рикардо Лукателло превращается в развенчивание мифов. “При кажущейся хрупкости стекло способно выдерживать высокие нагрузки, — говорит Рикардо, — и даже может служить опорной конструкцией”.
Мастера Reflex разработали собственную, хранящуюся в строжайшем секрете технологию обработки и закалки: стеклянные детали могут находиться в печах от нескольких дней до нескольких недель. Кстати, компания обрабатывает стекло не только для собственной мебели, но и для холодильников, автомобилей и даже “боингов”. “Если вам не страшно летать на самолете, то не стоит бояться, что наш стол сломается”, — шутит синьор Лукателло.
Переходя в цех окрашивания, он замечает: “Мы делаем индустриальное стекло более благородным, а муранскому добавляем немного хай-тека”. Лак и краска на водной основе распыляются вручную или автоматически.
Иногда краску наносят лишь с одной стороны детали, вторая остается прозрачной для оптического эффекта глубины. Некоторые объекты состоят из пяти листов стекла с разными рисунками, имитирующими текстильные узоры или буазери.
Материал, с которым работают на фабрике, кажется легким, но на самом деле лист три на шесть метров, из которого вырезается столешница, в зависимости от толщины может весить от трехсот до шестисот килограммов.
Именно поэтому многие процессы автоматизированы: по цеху стекло перемещают роботы, а не люди. Однако секрет успеха компании Reflex — в сочетании машинного производства и ручного труда.
Станки отвечают за точность работ, а глаз человека замечает дефекты, которые компьютер может пропустить. “Наша мебель лучше других, потому что стоит дороже, — смеется Рикардо. — А если серьезно, то потому, что каждая деталь проходит двойной контроль”.
Текст: Елена Карцева