remeslo-proizvoditel-kovrov-yan-kath
Как оформить

Ремесло: производитель ковров Yan Kath

Мария Крыжановская рассказывает об особенностях производства в Непале ковров по дизайну Яна Ката.

, обновлено 12 Февраля 2016
AD Magazine

Фотографироваться на фоне ковра считается моветоном. Но для ковров Яна Ката стоит сделать исключение, ведь они лишь номинально “ковры”, фактически же — настоящие произведения искусства.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 1
Дизайнер Ян Кат на фоне ковра из коллекции Space.

Ян Кат и не помышлял становиться дизайнером, тем более что и профессионального образования не имел. Но с раннего детства был окружен коврами — уже несколько поколений его семейство занималось их продажей. По стопам родственников он решил не идти, а вместо этого поехал путешествовать по Азии.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 2
Стоп-кадр работы ткачихи — в обычном режиме руки двигаются так быстро, что такой кадр и не снять.

Возвращаться в Европу не очень хотелось, но начинать делать что-то серьезное все-таки было надо. Ян остался в Непале надзирать за процессом производства ковров, заказанных компанией его отца.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 3
Для вязания узелков используются не только привычные шерстяные или шелковые нити, но и, например, волокна тибетской крапивы (на переднем плане).

Процесс увлек его так сильно, что вскоре он стал придумывать собственные варианты декора, чем успешно занимается до сих пор. Технологии производства ковров со стародавних времен особенно не изменились.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 4
Окраска шерсти в нужный оттенок.

Все так же ткачи вяжут узелки, причем если ковер широкий, то над ним трудятся сразу несколько человек. Мастер, руководящий процессом, должен подобрать работниц таким образом, чтобы они совпадали по темпу, ведь каждый ряд им нужно заканчивать одновременно.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 5
Для ковра небольшой ширины достаточно одной ткачихи.

Над станками висят рисунки, которые нужно повторить на ковре. Потом ряды прессуют особой щеткой и разрезают петли для формирования ворса. На финальном этапе ковры несколько раз моют, проходясь по ворсу специальными деревянными лопатами.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 6
Одна нить может состоять из трех ниточек, различных по составу.

Но Ян Кат делает необычные ковры, а потому к каждой коллекции подход в чем-то индивидуальный. Например, во время изготовления серии Erased Heritage (“Стертое наследие”), принесшей дизайнеру всемирную известность, ворс на коврах натуральным образом сжигали.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 7
Склад шерсти, используемой для ковров.

А из‑за того что узор был выткан из ниток, различных по содержанию, на полотне выгорал тот самый знаменитый, как будто стертый, узор.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 8
Наряду с яркими цветами есть много и натуральных оттенков.

Ковры серии Artwork, вдохновленной картинами абстракционистов, выглядят так, словно ворс у них разной длины, но на самом деле такой эффект создается из-за использования различных по составу нитей.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 9
Инструменты, необходимые в процессе производства ковров.

Коллекция Space с буквально-таки фотографическими изображениями космоса тоже интересна. В ней самая большая плотность узелков на квадратный дюйм — примерно 150–200.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 10
Кусочек ковра из коллекции Artwork.

Расположенное в Катманду производство работает невероятными темпами: ткачихи вяжут узелки с такой скоростью, что даже фотоаппарат не может запечатлеть движения их рук, и приходится просить девушек на секунду прервать работу. Но окружающие гористые пейзажи, да и присущий тем местам добродушно-буддистский взгляд на жизнь, не позволяют сделать процесс ненужно суетливым.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 11
Узор ковров из некоторых коллекций вырезается вручную.

Хотя, признаться, возможности компании впечатляют. Ведь у ковров по дизайну Яна Ката могут по желанию клиента изменить и размер, и форму. К слову сказать, в Непале у Яна Ката стоит ткацкий станок, позволяющий делать полотно шириной до семнадцати метров. И это самый большой из имеющихся в мире форматов.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 12
Обрезка петель.

Идеи Яна Ката, видимо, неисчерпаемы — на подходе и новая коллекция, и новые дополнительные орнаменты для серии Space. Каждый декор дизайнер подробно обсуждает со своими мастерами на предмет технической возможности его реализации, а потому в Непале проводит чуть не по полгода.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 13
Работники моют готовые ковры.

Но, быть может, именно эта ежегодная “перезагрузка” и помогает Кату. Ведь работается в такой благожелательной и тихой обстановке, наверное, гораздо проще, чем в людной и шумной Европе.

Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 14
Ковры сворачивают после того, как их помыли и высушили.
Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 15
Ковер из коллекции From Russia with Love.
Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 16
Ковер из коллекции Erased Heritage.
Ремесло: производитель ковров Yan Kath - фото 17
Ковер из коллекции Riot.

Текст: Мария Крыжановская

Читайте также