На фабрике Baldi во Флоренции Елене Карцевой показали, как выдуваются хрустальные вазы и флаконы.
Во внутреннем дворе фабрики Baldi на металлических стеллажах лежат разноцветные стеклянные заготовки разных форм и размеров. “Это наша мастерская: дизайнеры приходят сюда в поисках вдохновения, – говорит владелец марки Лука Балди, увлеченно собирая какую-то конструкцию. – Пока стекло не обработано, его можно спокойно складировать на улице”.
Желтые, кобальтовые или зеленые будущие вазы или флаконы для духов переливаются под осенним дождем, а тем временем в цехе буквально кипит работа.
Накаленная до тысячи градусов печь не выключается даже на ночь. Каждый день в пять утра стеклодувы начинают свою смену. Расплавленные стеклянные капли путешествуют на конце металлической трубки из печи в воду для охлаждения, затем с новым слоем сырья – обратно в печь. И так до тех пор, пока они не станут необходимого размера.
Следующий этап на их пути – штамп. Масса помещается внутрь, и он захлопывается, а по трубке вдувается воздух. Капля принимает форму штампа и становится, скажем, заготовкой для вазы. “Это как надувать пузыри из жевательной резинки”, – поясняет Лука. Правда, некоторые из стеклянных пузырей получаются приличного размера и веса.
Работа стеклодува требует индивидуального подхода к каждому предмету. От подачи воздуха зависит толщина стеклянной стенки и количество пузырьков (один считается изюминкой и знаком ручной работы, а несколько – браком). На самом деле штамп лишь немного облегчает работу. Многие предметы выдуваются без него.
Заготовки постепенно остужаются в специальном аппарате с отсеками от семисот градусов Цельсия до комнатной температуры и отправляются на склад или в дальнейшую обработку.
Резьба по стеклу тоже осуществляется вручную на вращающихся абразивных кругах разного размера. Такая работа со стеклом напоминает обработку мрамора: рисунок намечается маркером, и все лишнее стачивается.
В некоторых случаях мастер сначала наклеивает на заготовку пластиковую защитную пленку с будущим узором – это позволит создать матовые и глянцевые фрагменты. В завершение остается полировка на шлифовальной ленте и придание блеска с помощью погружения в кислоту.
Готовые стеклянные изделия помещаются в оправу из бронзы или другого металла, которая создается мастером вручную (будь то ручки вазы или основание для настольной лампы или торшера).
“Процесс производства на Baldi напоминает изготовление ювелирных украшений, – говорит Лука Балди, – именно поэтому мы называем наши предметы “драгоценности для дома”.
Текст: Елена Карцева
Фото: Guido Clerici; андрей кузнецов; luca visentini/Архив пресс-службы