remeslo-stekolnaya-fabrika-moser
Как оформить

Ремесло: стекольная фабрика Moser

На фабрике по производству стекла Moser в чешских Карловых Варах круглый год царит жаркая атмосфера.

, обновлено 16 Января 2014
AD Magazine

“Добро пожаловать в ад!” – такой фразой меня встречают на фабрике Moser в Карловых Варах. Оглядываюсь по сторонам – милое, ладное здание фабрики, чудесная солнечная погода и улыбчивые сотрудники вокруг. Недоумеваю и прохожу в стекольный цех.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 1
Здание фабрики Moser в Карловых Варах было построено в 1893 году

Тут-то и становится ясно, что имеет в виду мой провожатый. Восемь пышущих жаром печей, в каждой по восемь eмкостей с различной стекломассой, температура зашкаливает. Стеклодувы же себя чувствуют прекрасно и ловко жонглируют трубками для выдувания будущих шедевров.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 2
Cкульптура Buddy, ручная огранка, дизайнер Рене Рубичек. Всего было выпущено 60 экземпляров.

У каждого мастера четыре подмастерья, они ему во всем помогают. Зрелище поистине завораживающее. Всё происходит очень быстро, я только успеваю уворачиваться от движущихся платформ, которые везут алые вазы к печам с более низкими температурами для постепенного охлаждения.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 3
Мастер укрепляет будущую вазу на стеклодувной трубке.

Времени около десяти утра: сейчас делают только вазы с толстыми стенками. Тонкие, хрупкие бокалы выдували в начале рабочего дня, около шести, когда стекломасса была максимально горячей и податливой.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 4
Графин из коллекции Splendid, созданной в 1947 году по случаю бракосочетания английской королевы Елизаветы II и герцога Филиппа Эдинбургского

Заглядываю в печь – внутри прозрачная “лава”. Переливаясь огненными цветами, она постепенно остывает, становится гуще, и к двум часам дня все работы заканчиваются.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 5
Требуется около 10 лет практики, чтобы стать стеклодувом. Здесь важно чувствовать стекло, иметь талант и недюжинную силу, чтобы удерживать 20-килограммовые вазы на тонкой трубке.

Мастера ловко выдувают вазу за вазой, игриво мне подмигивают и даже успевают выпить пива в перерывах! Стеклодувы – единственные сотрудники фабрики, которым официально разрешается пить пиво за работой, четыре бутылки в день. Это исторически сложившаяся традиция, так было и сто пятьдесят пять лет назад, когда фабрика только открылась.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 6
У каждого стеклодува своя любимая пивная кружка. Те, кто не пьет пиво, пьют лимонад.

“Наши методы и технологии традиционны. Меняются материалы, появляются новые инструменты, облегчающие труд наших мастеров, но, как и прежде, стеклодув должен набрать стекломассу на стекольную трубку и затем выдуть изделие. Его невозможно заменить машиной”, — поясняет глава фабрики Антонин Влк.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 7
Чаша из коллекции Copernicus по дизайну нынешнего арт-директора фабрики Лукаша Ябурека.
Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 8
Ваза Gema (при ее изготовлении соединяются два разных стекла в горячем виде)

После того как хрустальные заготовки остыли, они проходят первый контроль качества. Здесь работают самые невозмутимые и строгие сотрудники, они безжалостно выбрасывают неудачные экземпляры. То и дело слышен звук бьющегося стекла: это очередная ваза не прошла кастинг и отправилась на переплавку. По статистике, всего одна из пяти одинаковых ваз по душе контролеру. Форма должна быть идеальной, стекло однородным, без воздушных пузырьков внутри.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 9
Классическая коллекция Copenhagen, созданная в 1909 году и являющаяся официальным набором Пражского града
Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 10
Стакан из коллекции “Оптик” с эффектом преломления света

Далее продукция отправляется в цех полировки – это, по всей видимости, “чистилище”, догадываюсь я. Тут вазы, бокалы, фужеры освобождают от стеклянных “шапочек”, оставшихся после выдувки, шлифуют, полируют и моют в специальном шампуне, добиваясь кристального блеска и прозрачности.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 11

Наступает черед огранки и пескоструйной обработки – эта новая технология появилась в 2001 году, раньше для выжигания узоров использовали кислоту. После огранки ваза, весившая 20 кг, становится “пушинкой” – всего 5 кг.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 12
Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 13
Ваза Comfort, которую гранильщики между собой называют “кеглей”.
Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 14

Финальная же и самая трудоемкая ступень производства – стекольный “рай”. На этом этапе предметы попадают в искусные руки художников-граверов.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 15
Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 16
Бокал для коньяка из коллекции Paula

В арсенале гравировщика более сотни дисков для прочерчивания линий. Они различаются по твердости, толщине и глубине проникновения.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 17
Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 18
Чаша Aura для букетов в японском стиле

Над некоторыми вазами они работают по несколько месяцев. Райское время течет неторопливо, вокруг мастеров – кадки с пальмами, атмосфера расслабленная и творческая.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 19
Картина Франсуа Буше “Туалет Венеры”, 1751, служит образцом для мастера.
Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 20
Гравер Владимир Скала работает над вазой Afrodite.

Сорок дней понадобится художнику-граверу, чтобы перенести сюжет картины на хрустальную вазу.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 21

Шаг за шагом, день за днем на вазах появляются картины по мотивам Пюви де Шаванна, Вильяма Бугро и Франсуа Буше. Гравер Людвиг Мозер, открывший свою скромную мастерскую в середине XIX века, наверняка гордился бы своими последователями.

Ремесло: стекольная фабрика Moser - фото 22
Ваза Globe
Читайте также