Ремесло: студия Eekra

Создатель модульных светильников и основатель студии Eekra Павел Кулешин рассказал о том, как его жизнь изменил Холджер Стром и какое еще применение он нашел льняной олифе.
Ремесло студия Eekra

Прежде чем стать известным в узких кругах специалистом по модульным светильникам, Павел Кулешин был одним из самых главных в Королеве уличных художников и работал в рекламном агентстве, где делал логотипы и фирменный стиль. До тех пор, пока не увлекся объемом, геометрией и поиском новых алгоритмов для создания целого из составных частей.

Создатели студии Eekra Павел Кулешин и Андрей Чурсин

Павел Бурченко

Дизайнер начал лихорадочно экспериментировать с возможностями тонкого пластика, картона и оргстекла, из которых складывал свои первые модульные светильники – робкие переработки культового конструктора IQ Light Холджера Строма, космические конструкции, форма которых может наращиваться и усложняться за счет простых модулей.

Павел Бурченко

Материал собирал в том числе и в социальных сетях, умоляя друзей не выбрасывать пустые бутылки из под йогуртов и молока, а привозить их ему в Королев.

Павел Бурченко

Собственную студию Eekra Павел организовал сразу, как ушел из рекламного агентства в 2009 году, а складные светильники стали делать ему имя и приносить небольшой доход. Несколько лет дизайнер был единственным сотрудником своего бюро, пытался открыть мастерскую в Перми, снимал гараж в Питере и продолжал работать над своими трехмерными световыми арт-объектами.

Павел Бурченко

По возвращении в родной наукоград Павел Кулешин сошелся с местными свободными художниками, которые в своей мастерской занимались экспериментальным искусством и стрит-артом, и вот уже без малого два года, как Eekra обрела постоянную мастерскую, а в ее команде работают Андрей Чурсин, Юрий Гневашев и Алексей Букарев.

Павел Бурченко

С деревом, а точнее тонким шпоном, Павел Кулешин столкнулся по чистой случайности, и сейчас его студия работает только с ним – пластиковые абажуры остались в прошлом, а лицом мастерской стал светильник “Крымская шишка”, модульный абажур из бука, клена или махагона, который олицетворяет единение природы и промышленного дизайна.

Павел Бурченко

С ней Павел Кулешин съездил на выставку DMY Berlin и стал победителем конкурса 02.2.20 project в рамках Moscow Design Week, откуда по приглашению Джулио Каппеллини вместе с другими молодыми российскими дизайнерами отправился прямиком на Milano Design Week.

Павел Бурченко

“По сути, наши абажуры – это идеальные математические уравнения, выраженные в натуральном дереве или пластике, а главным автором и разработчиком этого принципа является сама природа” — так Павел для себя объясняет секрет успеха.

Павел Бурченко

“Шишку” часто сравнивают с культовым “Артишоком” Поуля Хеннингсена, но дизайнера это совершенно не смущает – самонесущая структура его светильника гораздо проще, фактически это конструктор, который покупатель легко собирает сам.

Павел Бурченко

“Мы выпиливаем заготовки, шлифуем их, покрываем олифой и пакуем. В посылке 56 пронумерованных пластин, болтики, паук, на котором держится вся конструкция, и иногда шнур, если просят. ”Крымская шишка” — это 8 рядов, в каждом из которых 7 одинаковых пластин, и крепятся они не на каркас, а друг к другу, образуя крепкую самонесущую конструкцию”, — рассказывает Павел.

Павел Бурченко

Да и смысл “Крымской шишки” совершенно иной – абажур светится не только благодаря зазорам между фактурными пластинами, но и благодаря чудесным свойствам шпона. Обработанный льняной олифой, натуральным льняным маслом, бук начинает пропускать свет, а лампа светиться изнутри.

Павел Бурченко

“Масло играет огромную роль во всей этой истории. Оно расширяет волокна, раздвигает их и дает вот этот просвет, который иначе не появится. А так шишка, нагреваясь, еще и пахнет льняным маслом, полностью натуральным, на нем при желании можно сосиски пожарить”, — поясняет дизайнер.

Павел Бурченко

Около года назад в жизни студии произошел качественный сдвиг – в мастерской появился фрезерный станок с числовым пультовым управлением.

Павел Бурченко

“До этого мы резали все ручным лобзиком, а когда у тебя основное орудие труда – лобзик, то ты и мыслишь лобзиком, мысль дальше твоих технических возможностей просто не идет, — включается в беседу Андрей Чурсин. — С появлением фрезера мысль трансформировалась, я знаю, что теоретически могу в трехмиллиметровом шпоне сделать миллиметровое углубление, и уже не могу себе позволить снова мыслить лобзиком”.

Павел Бурченко

Недавно Eekra в поисках новых форм и сюжетов всем составом выезжала в Абхазию, где в горах обнаружился небольшой шпоновый завод. Дизайнеры уже собрались было переезжать в “страну души” и прямо в буковом лесу собирать свои светильники, но оказалось, что качество абхазского шпона оставляет желать лучшего, и пока из него делают только фанеру. Зато домой команда вернулась с целой коробкой абхазских шишек для вдохновения.

Павел Бурченко

Планов и идей у студии, светильники которой уже начали подделывать китайцы, много: от возвращения к пластику до экспериментов со шпоном потолще. А пока в центре мастерской стоит “Крымская шишка” в два раза больше обычной для одного из проектов большого немецкого архитектурного бюро, под потолком висит пилотная модель нового светильника, а впереди маячит сотрудничество с несколькими европейскими магазинами.

Абажур «Крымская шишка» № 8

Павел Бурченко

Абажур «Крымская шишка» №6

Павел Бурченко

Абажур «Крымская шишка» № 8

Павел Бурченко

Текст: Евгения Круглова

Фото: Павел Бурченко