remeslo-yuvelirnaya-kompaniya-sicis
Как оформить

Ремесло: ювелирная компания Sicis

Основатель компании Sicis Маурицио Лео Плакуцци рассказал Елене Карцевой, как началось его знакомство с микромозаикой и к чему привел внезапно вспыхнувший интерес к этой старинной технике.

, обновлено 11 Января 2016
AD Magazine
Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 1
Художник-мозаичист работает с готовой металлической формой (в данном случае это стрекоза), но размер и цвет тессер для ее заполнения выбирает сам.

Это случилось в конце 1980-х годов. Во время прогулки по антикварным магазинам я увидел ювелирные украшения XVIII века из микромозаики и был поражен этой техникой. Невозможно было понять, каким образом мастера смогли создать такую красоту, – вспоминает основатель компании Sicis Маурицио Лео Плакуцци. – Я выяснил, что в мире существуют две большие коллекции микромозаики: одна из них находится в музеях Ватикана, а вторая – в России, в Эрмитаже”.

Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 2
Эскиз и колье из коллекции Rose Carpet.

В XVIII столетии специалисты по микромозаике базировались в Риме, а спрос на их работу обеспечивали “туристы” из королевских семей Европы: вместо нынешних фотографий и магнитиков они возвращались домой с ювелирными украшениями, выполненными в этой технике. Одной из знаменитых поклонниц микромозаики была Полина Бонапарт, сестра императора Наполеона, другой – российская императрица Екатерина II.

Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 3
Мозаичная версия портрета Марии-Луизы Австрийской. В отличие от оригинала работы Лефевра здесь вторая супруга Наполеона Бонапарта носит современные украшения марки Sicis, мастера которой и создали эту работу.

Синьор Плакуцци начал было собирать собственную коллекцию, но это оказалось непросто – даже те редкие предметы, которые появлялись у антикваров, были зарезервированы для их ВИП-клиента. Позже выяснилось, что речь шла о Джанни Версаче. После смерти модельера его коллекция попала на Sotheby’s, но, как назло, именно в день торгов синьор Плакуцци должен был отправиться в Японию.

Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 4
Браслет, серьги и кольцо из коллекции Labirinto Parure по дизайну Роджера Томаса.

“Пять лет назад, – продолжает он свой рассказ, сидя в миланском офисе Sicis на виа делла Спига, – я решил попробовать восстановить технику микромозаики и вывести ее на современный рынок”.

Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 5
Дизайнер создает эскиз украшения, который затем переведут в 3D.

“Для нас мозаика – это в первую очередь искусство и только затем продукт. Нас вдохновляет история, но копировать предметы старины нам неинтересно. Мы хотим приносить на рынок нечто новое”, – поясняет Плакуцци. Производство находится в Равенне. Там же будущие мозаичисты (в Sicis их называют исключительно словом artista) в течение двух-трех лет осваивают тонкости ремесла. Зато потом они получают огромную самостоятельность, так что двух идентичных украшений у Sicis не найти.

Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 6
Работа над циферблатом часов Leopard из коллекции Animalier & Crazy Fox.

Общая технология создания микромозаики не претерпела значительных изменений с XVIII века, разве что инструментов и материалов стало больше. Как и три века назад, все начинается с кусочка стекла размером с грецкий орех одного из восьми основных цветов, на профессиональном жаргоне мозаичистов он называется madre tinta.

Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 7
Так происходит литейный процесс — художницы работают с паяльными лампами.

Из каждого такого шарика можно получить смальту миллиона разных оттенков: например, из красного – весь диапазон цветов от карминового до розового, а из синего – от кобальта до голубого. Окончательный цвет становится понятен только после полного остывания, и, если художник, работающий с паяльной лампой, перегрел или недогрел исходный шарик, приходится все переделывать. Кроме того, искусство художника состоит в создании стеклянных нитей разной толщины и сечения. Из них в дальнейшем получаются крохотные кубики и прочие “детальки” – тессеры, из которых потом будет сложена мозаичная композиция.

Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 8
Стеклянный шарик нагревается на пламени паяльной лампы. В итоге из него получаются нити разной толщины и сечения.

Одно из отличий микромозаики от макромозаики в том, что художник не может заранее предусмотреть весь набор необходимых элементов и собирать из них изображения, будто это конструктор Lego. Художники принимают решения, какие тессеры им потребуются, уже в процессе работы, в зависимости от своей авторской интерпретации заданного дизайна.

Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 9
Стеклянные нити, из которых затем нарезают тессеры.

Поверхность кулона, кольца или броши служит холстом для будущей мозаичной картины – рисунок создается без предварительных набросков или черновиков. Сложность задачи в том, что на одном квадратном сантиметре умещаются две-три тысячи тессер, а затем к ним добавляются элементы из драгоценных камней. На создание одного украшения уходит не меньше двух месяцев.

Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 10
Из стеклянной нити нарезаются тессеры разного размера.

Точно таким же образом создаются предметы из линии Sicis о’Clock. Единственное отличие часов от ювелирных украшений – в толщине мозаики на циферблате. Чтобы оставить место для механизма (это единственное, что создается за пределами фабрики в Равенне, – в Швейцарии), ее толщина не должна превышать 1,2 мм. Для сравнения: в серьгах, вес которых крайне важен, мозаика бывает толщиной 1,5, 1,6 или даже 1,8 мм.

Ремесло: ювелирная компания Sicis - фото 11
Толщина мозаики на часовом циферблате не превышает 1,2 мм — чтобы осталось место для механизма.

“Когда после множества проб и ошибок я наконец увидел созданное художницей самое первое украшение из микромозаики, то был бесконечно счастлив. Мне казалось, что оно совершенно, – завершает рассказ синьор Плакуцци. – Однако на следующее утро я пришел на фабрику, взглянул на него снова и понял, что мы можем сделать лучше. С тех пор так происходит каждый день”.

Серьги Rose Carpet.
Серьги Fantasia.
Колье Le Jeux du Contraire.
Колье Jeux Felinès.
+5
+4
Ожерелье и запонки из коллекции Labirinto Parure по дизайну Роджера Томаса.

Текст: Елена Карцева

Читайте также