Репортаж с ярмарки Design Classic в Дюссельдорфе

В первые выходные декабря в Дюссельдорф съезжается масса людей, увлеченных дизайном XX и XXI веков: коллекционеры и дилеры, архитекторы и декораторы. Те, кто продает на ярмарке Design Classic классику дизайна, винтажную мебель и аксессуары, бредовые вещицы, и те, кто это богатство покупает.
Репортаж с ярмарки Design Classic в Дюссельдорфе

В первые выходные декабря в Дюссельдорф съезжается масса людей, увлеченных дизайном XX и XXI веков: коллекционеры и дилеры, архитекторы и декораторы. Те, кто продает на ярмарке Design Classic классику дизайна, винтажную мебель и аксессуары, бредовые вещицы, и те, кто это богатство покупает.

Сторонний наблюдатель, следящий за субботней суетой, никакого особого "богатства" среди хлама, выгружаемого из машин и расставляемого в цветочном павильоне огромного оптового рынка Дюссельдорфа, не заметит. Подержанная мебель, лишенная каких-либо прекрас антикварной старины, индустриальные табуреты, часы, прожекторы и лампы, стекло и фарфор 50-х, 60-х и 70-х годов – обычный хлам, знакомый по типичным европейским барахолкам.

Но посторонние на это мероприятие не ходят. Туда попадают только те, кто знает: странно выгнутое прямоугольное стеклянное блюдо – это настоящий Вернер Пантон, фанерные шины с калифорнийской печатью – это Leg Splint Чарльза и Рэй Имз (480 евро за штуку), кожаное кресло с ремнями – это Safari Chair датчанина Кааре Клинта, оригинал для Rud. Rasmussen (2500 евро).

Официальные часы работы ярмарки – воскресенье, 1 декабря, с 11 до 18, вход для посетителей – 6 евро. Но организаторы знают, чем дышат и как живут коллекционеры. Для настоящих охотников двери открыты уже в субботу с 16 часов: плати 25 евро, и ты можешь бродить среди ящиков и коробок и выискивать то, что греет душу.

Первые акты купли-продажи совершаются в момент, когда еще не все одеяла с мебели сняты, не все лампы и посуда освобождены от газет. И владельцам приходится задвигать в угол еще не до конца распакованное кресло Lounge Chair Имзов (цену назвать отказались) и снова завернуть в бумагу только что вынутый и сразу же проданный сервиз.

Пока дилер Фабио из Милана копается в своих коробках, рядом уже выстраивается очередь желающих приобрести чудесные деревянные ящики, в которых некогда возили в Италии почту по железной дороге (80 евро). Англичане спрашивают о цене на лампы с увеличительными стеклами. Бельгийцы прицениваются к барным табуретам. Голландская девочка-подросток примеряет блузку от Prada (70-х годов, 120 евро), собственно, коллекционную вещицу, а не одежду.

В субботу вечером еще не надо проталкиваться в первый ряд, еще можно долго разговаривать с владельцем, торговаться и не бояться толпы конкурентов за спиной. В воскресенье, как говорят знатоки, будет все гораздо бесперспективнее – с точки зрения покупателя, понятное дело, а не продавца. И все потому, что мест в Европе, где можно приобрести по доступной цене подлинные вещи, осталось очень мало.

Еще 10 лет назад почти каждый торговец винтажными раритетами и классическим дизайном имел свою маленькую лавочку или галерею – в Мюнхене или Брюсселе, Амстердаме или Милане. Сейчас практически вся торговля переместилась в интернет. Никто не хочет платить арендную плату за помещения, куда народ приходит поглазеть, как в музей.

Коллекционеры разочарованы, декораторам и архитекторам приходится трудно: приобретать в интернете исторические вещи по описаниям и фотографиям – это большой риск оказаться если не обманутым, то введенным в заблуждение. Поэтому такой популярностью пользуется зимняя ярмарка в Дюссельдорфе, существующая уже 15 лет. В этом году на площади 1800 кв. метров 45 экспонентов из Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Люксембурга, Дании, Швеции, Великобритании, Италии, Чехии и Австрии выставили на продажу собранные ими эксклюзивные вещи.

Но в последние два года наметилась новая тенденция. Всеобщее увлечение дизайн-классикой и винтажем, скорее всего, спровоцировало обратный ход: из мира виртуального уже начинают возвращаться в реальный. На ярмарке Design Classic многие дилеры рекламировали свои офлайн-шоу-румы, а организованная по примеру дюссельдорфской амстердамская Design Icons пригласила всех на свою вторую редакцию – 8 и 9 февраля 2014 года в Амстердаме.

Текст: Елена Невердовски