5 самых атмосферных музеев-квартир в Москве

5. Квартира Г. М. Кржижановского

Москва, ул. Садовническая, д. 30, стр. 1

Глеб Максимилианович Кржижановский был, судя по всему, человеком сентиментальным. Во всяком случае, идеальная сохранность интерьеров начала ХХ века в мемориальной квартире на Садовнической улице во многом его заслуга. Идеолог электрификации всей страны отказывался здесь что-то менять под предлогом, что слишком уж много связано с этой квартирой. Он же первый, еще при жизни, предложил превратить ее в музей, хотя эта его идея была реализована лишь в 1980-е годы.

Трехэтажный особняк на Садовнической был построен в середине XVIII века, погорел при Наполеоне, был восстановлен, а в начале ХХ века его тогдашние хозяева, купцы Варыхановы, наняли архитектора Вильгельма Шауба, который перестроил дом в духе тогдашней моды на модерн. Стиль, известный нам по нарядным особнякам Шехтеля, имел и более приземленную вариацию, рассчитанную на широкие массы, так называемый рациональный модерн. Рационализм выражался прежде всего в здоровой экономии. В отделке помещений широко использовали имитации. Например, заменой настоящим витражам служил рисунок, зажатый между двумя стеклами. Такой декоративный бутерброд встречает вас при входе в квартиру. А чтоб не тратиться на лепной декор, к потолку крепили рельефные листы из штампованной жести. Обычно металл никак не обрабатывали, но, судя по всему, хозяевам дома такая отделка не понравилась, и они покрыли его краской. Сотрудники музея предполагают, что Варыхановы были вообще людьми консервативными — заказав переделку дома по новой моде, они все же сохранили в нем старые печи и камины в стиле эклектики, за исключением камина в столовой. Предположительно, модерновый очаг им просто не понравился, и они решили больше ничего не менять.

Вскоре после ремонта в дом въехало Общество электрического освещения, где как раз и работал Кржижановский. Бывший ссыльный и политически неблагонадежный, он начинал карьеру в этой компании в 1907 году на должности монтера, но уже в 1910-м заведовал электросетью Москвы и руководил строительством электростанций в Подмосковье. Кржижановский продолжал работать в здании на Садовнической и после революции. В 1919 году он обосновался в шестикомнатной квартире на втором этаже, где жил и работал до самой своей смерти в 1959 году. Именно здесь создавался план ГОЭЛРО, которым и знаменит Кржижановский.

Хотя энергетикой его таланты не ограничивались. Он писал сонеты, некоторые из них посвящались его ближайшему другу Ленину. Перевел с польского языка на русский несколько песен, включая “Варшавянку”. Увлекался фотографией — в квартире сохранились сделанные им снимки и трость-трансформер, которая превращается в фотоштатив. Любил музыку — за фортепьяно в столовой Кржижановских не раз сидел Иван Козловский.

Столовая — единственная комната, которая подверглась серьезной переделке. Рассказывают, что Кржижановский любил природу, скучал по ней в городе и решил ввести ее в интерьер, проявив себя неплохим декоратором, — выкрасил стены столовой в пронзительный синий цвет, а под самым потолком пустил бордюр из нарисованных по трафарету ласточек.

Зато в кабинете обстановка не менялась практически с дореволюционных времен, добавлялись лишь детали и книги — их в библиотеке восемь тысяч томов. Полки прикрыты шторками, чтобы не пылились. Вдоль стены за спинкой рабочего стула выстроились в ряд не сочетающиеся друг с другом конторские шкафы, наследство Общества электрического освещения.

Из шести комнат квартиры пять дошли до нас в почти нетронутом виде, вплоть до дверных ручек (шестая, где жила племянница Зинаиды Павловны Кржижановской, взятая на воспитание после смерти матери и ареста отца, превратилась в музейный зал). И это большая ценность не только потому, что в начале ХХ века в ее стенах творились эпохальные вещи — это редкий, если не единственный образец интерьера в стиле рационального модерна, дошедший до нас в таком хорошем состоянии. Сейчас музей закрыт на ремонт, и остается надеяться, что реставраторы отнесутся к его интерьерам так же бережно, как и прежний хозяин.

Материал подготовили: Анастасия Ромашкевич (текст) и Натали Герц (фото)

страница 5 из 5

читайте также

Комментарии