Лофт в нью-йоркском Гринвич-Виллидже оказался в этом смысле идеальным объектом. Спроектированное Беркелом пространство напоминает тот самый “дом Мебиуса”. Но на этот раз объемы, порожденные теориями немецкого математика XIX века, существуют не на вольной природе, а зажаты внутри стандартной бетонной “коробки”.
Хозяин лофта, библиофил и коллекционер современного искусства, хотел приспособить под свои нужды довольно мрачное пространство площадью 550 м², получив в результате жилой интерьер, вместительное книгохранилище и частную галерею под одной крышей. Ван Беркел решил эту задачу с помощью длинной волнообразной стены, которая делит квартиру на библиотеку и “все остальное”. Кроме того, эта стена выполняет роль основного “носителя” искусства.
Как и в большинстве галерей, интерьер получился полностью белым: стены отделаны штукатуркой и отполированы, полы выстелены деревом, покрытым полупрозрачным слоем краски. Кажется, что архитектор решил создать в центре города пространство для медитаций, где ничто не отвлекает от самосозерцания.
“Хозяину квартиры нравится собирать серии работ одних и тех же художников, – говорит ван Беркел. – В интерьере тоже много повторов. Эти однообразные элементы, словно музыка Филипа Гласса или Арнольда Шенберга, создают ощущение внутренней тишины”.
Этому же способствует и освещение – с учетом обилия в квартире произведений искусства, с ним работали предельно внимательно. Всего было использовано восемнадцать тысяч встроенных светодиодных ламп. Сложная система подсветки следует за изгибами стены, зрительно увеличивает высоту потолка и делает интерьер почти невесомым. Архитектура подкрепляет эту визуальную иллюзию: делящая квартиру надвое стена не касается пола, а спрятанные внутри нее лампы подчеркивают этот зазор.
Ван Беркел поработал и с естественным светом, расширив выходящие на юг окна. Теперь из них открывается вид на соседние крыши и старые водонапорные башни. Архитектор говорит, что пейзаж напоминает ему телевидение 1950-х. Только в те далекие годы телевидение было довольно однообразным. А из этой квартиры, уверяет ван Беркел, вид все время новый.
Схема расположения светильников:
Текст: Дорис Шеврон.