Лаго-Маджоре принадлежит Италии примерно на четыре пятых – по эту сторону швейцарской границы оказалась только небольшая часть озера. В связи с миллионерами и знаменитостями его упоминают реже, чем стопроцентно итальянские Гарду или Комо. Но зато у Лаго-Маджоре помимо красоты пейзажей есть свой безусловный козырь в виде архитектурных достопримечательностей: от построенного Рихардом Нойтрой дома в швейцарском Брионе до работ современных итальянских и швейцарских архитекторов.
Этот дом площадью сто девяносто квадратных метров – уже вторая постройка бюро Wespi de Meuron Romeo в этих краях. Издалека он подчеркнуто суров и монолитен: голый бетон, недекорированные поверхности стен; вот только окна довольно прихотливо скомпонованы, но все равно эти фасады не позволяют любопытному прохожему “прочитать” внутреннюю структуру дома.
На самом деле он организован довольно сложно: из-за перепада рельефа там четыре уровня, и помимо жилых пространств в этой структуре спрятаны террасы и внутренние дворики. На самом верху – бетонная площадка с дивным видом на озеро, которая служит парковкой и одновременно преддверием главной входной зоны: спустившись оттуда, можно попасть на террасу перед входом в столовую и кухню. Главная черта этих двух помещений – панорамные окна во всю длину стены, пропорциям которых следуют и кухонный фронт, и длинный обеденный стол. Окно кухни выходит на озеро, а окно столовой – в сад.
Уровнем ниже находится основная жилая зона. Здесь благодаря выходящим на юг панорамным окнам опять-таки доминирует озерный вид, но пространство выстроено сложнее, и двориков уже два. Один, крытый, ведет в сад. Другой, мощенный булыжником, – “сердце дома”, по словам Жерома де Мёрона: “Здесь сходятся все маршруты, как на деревенской площади”. Украшена эта площадка вполне в духе деревенской площади: бетонная скамья, фонтанчик и масличные деревья.
Еще ниже – садовая терраса, благодаря рельефу и зелени совершенно невидимая снаружи. Именно здесь архитекторы разместили, во-первых, небольшой бассейн, а во-вторых – уличную кухню с обеденным столом.
Гостиная, как и верхняя кухня, буквально заливается дневным светом, который, наряду с видами из окон, изрядно смягчает впечатление от интерьера – почти спартанского. Никакого декора, никаких цветовых пятен, только серый бетон. Даже обивка большого углового дивана Flexform точно подобрана в тон бетону, а роль книжных шкафов исполняют брутальные стенные ниши.
Этажом ниже расположены две гостевые спальни, ванная комната и тренажерный зал, а под ними – хозяйская спальня, ванная и сауна. С каждого уровня можно выйти в спускающийся по склону сад или пройти вниз, к террасе с бассейном.
Архитекторы спроектировали для дома множество предметов мебели, включая кровати и дубовые столы (обеденные и письменный), но все же в смысле выразительности деталям обстановки трудно тягаться с недекорированной фактурой бетона.
Чтобы дом лучше гармонировал с окрестными каменными постройками, архитекторы использовали особую технологию, придающую бетону шероховатость грубо обработанного камня. “Из-за этого дом выглядит чуть состарившимся и потому более живописным, – объясняет Жером де Мёрон. – Но будет еще лучше, когда со временем фасады покроются патиной”.
Текст: Джонатан Белл