Советские архитекторы 1930-х годов – мастера конструктивизма и авангарда, авторы больших построек и грандиозных проектов. Но их подмосковные дачи – это частная архитектура и частная жизнь.
ВЛАДИМИР СЕМЕНОВ
Основатель большой архитектурной династии и автор генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. В том же 1935-м Семенов начал строить дачу в поселке НИЛ (“Наука. Искусство. Литература”), который он организовал вместе с другими видными архитекторами на берегу Истры.
Усадьбу с полукруглой верандой и колоннами, для которых купили корабельный лес, строили 30 лет. Семенов рисовал окна и витражи на больших листах бумаги, прикалывал кнопками к фасаду дома и прикидывал, хорошо ли получается. На токарном станке делались перила и балясины – сперва в маленьком масштабе, затем в натуральную величину.
Главной комнатой была каминная. Там в сумерках члены семеновской семьи слушали занимательные рассказы – например, о том, как в 1901 году Семенов отправился в Африку, чтобы участвовать в англо-бурской войне. 28 июля, в День святого Владимира, на террасе за большим дубовым столом собирались гости – их угощали варениками с вишней.
В 1960-х годах внучка Семенова вышла замуж за Александра Ширвиндта. На даче стали появляться его друзья – Андрей Миронов, Марк Захаров, Михаил Козаков. Однажды Миронов и Ширвиндт катались по всему поселку на мопедах. Возмущенные шумом дачники повыскакивали из домов, но смягчились, увидев известных артистов.
Сегодня в доме растут праправнуки Семенова. На участке, который некогда за ухоженность называли Парком культуры, по-прежнему стригут газоны и выращивают цветы. Собираются на террасе, а по вечерам сидят у камина. И все еще сожалеют, что веранду с колоннами так и не построили.
ГЕОРГИЙ ГОЛЬЦ
Автор знаменитого шлюза на Яузе, Большого Устьинского моста и блестящий театральный художник. За остроумие и энергию друзья называли его “Бокал с шампанским”. Свою дачу он начал строить в 1937 году в поселке НИЛ. Ему достался один из последних участков над рекой – с видом на монастырь в Новом Иерусалиме и двумя вязами – пейзаж в духе Камиля Коро.
Проекта дачи не сохранилось: есть только эскизы и зарисовки процесса строительства. Летом 1938 года Гольц, его жена Галина и дочка Ника переехали на первый этаж еще не достроенной дачи.
Гольц построил дом из дерева – он очень любил этот материал. Сруб купили в соседней деревне. Шесть столбов фундамента и печки сделали из кирпича. Под террасы подставили дубовые столбы. Доски напилили из стоявших на участке елей, крышу покрыли дранкой.
На даче Гольц много рисовал, сажал цветы. Бегал к соседям за рассадой, а в благодарность давал советы по строительству. Одевался он в рабочий комбинезон с карманами и застежками, сшитый по собственной выкройке. С Гольцами на даче жила сестра Галины с детьми. Все вместе обедали на южном балконе, вечера проводили в каминной – сочиняли по очереди истории и играли в буриме.
В 1942 году, когда Гольцы были в эвакуации, НИЛ заняли немцы. В дачу попал снаряд, и в стенах долго еще торчали осколки. Три года дом стоял разрушенный. Гольц хотел реконструировать дачу, но в начале 1946 года его не стало, и семья ограничилась ремонтом. В новом веке на даче жила дочь архитектора, художница Ника Гольц.
ГРИГОРИЙ СЕНАТОВ
Архитектор не самый известный, строил в основном московские больницы. Он родился в 1885 году и учился в училище живописи, ваяния и зодчества в классе Валентина Серова. Знал Маяковского, но не одобрял его и считал безобразником. Живописи предпочел архитектуру – она давала более надежный заработок.
В 1938 году Сенатов вступил в кооператив “Советский архитектор”. Выбрал на станции “Луговая” крутой участок и превратил его в парк с террасами, газонами, цветами и фруктовыми деревьями. Дом – перекрытый куполом куб с четырьмя пристройками – собирали из частей предназначенной на слом соседней постройки. Фундамент сделали из дубовых бревен.
Под куполом была мастерская Сенатова. Его семья поселилась внизу и жаловалась, что для жизни дом получился неудобным. Одна большая комната с трудом протапливалась печкой. Пришлось нарушить симметрию и сделать пристройку – но это было уже после войны.
На дачу переезжали в апреле, с вещами и домработницей. Обязательно варили варенье: 80 килограммов, чтобы хватило на весь год. В сад выносили плиту, чистили медный таз. В Москву возвращались в ноябре неохотно и мечтали дачу утеплить, чтобы можно было жить и зимой. Сегодня на даче Сенатова варенье не варят, ушли в прошлое бурные застолья. Но дом остается прежним. Ему в этом году – 76 лет.
ВИКТОР ВЕСНИН
Один из трех легендарных братьев-архитекторов, лидер и идеолог советского авангарда, автор ДнепроГЭСа. В противовес официальным шедеврам из стекла и бетона у себя на даче построил в 1935 году традиционный сруб с остекленной верандой. Находится дача в поселке НИЛ, который создали по инициативе Веснина (он был первым председателем дачного кооператива).
На даче стояла мебель XVIII–XIX веков, висели картины. Садом Веснин не увлекался – только старался укрепить крутой склон подпорными стенками.
Веснин ходил в бархатной блузе, с буйной шевелюрой и бородой, раскладывал на столе в саду белые грибы и рисовал натюрморты. На даче устраивались концерты и поэтические вечера – жена Веснина Наталья хорошо пела. Соседом Весниных был Владимир Семенов – их участки разделены оврагом.
В 1950 году Виктора Веснина не стало, и его жена продала дачу семье Михаила Врангеля – сокурсника Веснина по институту гражданских инженеров и главного архитектора Севастополя. Но сам старый дом даже теперь зовется “дачей Веснина”.
ВЯЧЕСЛАВ ВЛАДИМИРОВ
Любимый ученик великого Жолтовского и один из самых ярких архитекторов 1930-х. В 1942 году, в возрасте 42 лет, он погиб на фронте. Дача на Истре в НИЛе – одна из немногих сохранившихся построек Владимирова.
Он спроектировал ее в 1935 году вместе с женой Тамарой. Начал строить, но получил заказ на проект огромного курортного комплекса у подножия Эльбруса и отвлекся от дачи, которая так и осталась недостроенной.
Владимиров был заводилой в шумной компании архитекторов и киношников – завсегдатаев джазовых концертов, танцев в “Метрополе” и теннисных кортов в Гаграх. Но при каждом удобном случае он сбегал на дачу. Был он там и накануне ухода на фронт – и с первым поездом отправился на призывной пункт.
Дача с самого начала задумывалась как очень скромная — в противовес бурной городской жизни, которую вел архитектор. Ездили сюда из Москвы на поезде, который ходил только четыре раза в день. От станции добирались пешком. С тех пор мало что изменилось: поселок НИЛ — место по-прежнему скромное и тихое, почти не затронутое “новорусским” строительством.
После войны Тамара Владимирова достроила дачу, полностью реализовав проект, который муж не успел завершить.
Текст: Ксения Аксельрод
Фото: Фриц фон дер Шуленбург