Дом архитектора Чарлза Дженкса в Ноттинг-Хилле

Один из главных теоретиков постмодернизма Чарлз Дженкс построил себе дом, где с помощью архитектуры и дизайна размышляет о природе времени.
Дом архитектора Чарлза Дженкса в НоттингХилле

На первый взгляд расположенный в Ноттинг-Хилле дом Чарлза Дженкса не сильно отличается от своих соседей по кварталу – благообразных особняков XIX века. Но на самом деле это “засланный казачок”, умело маскирующийся под окружение, его выдают окна и двери необычной фигурной формы.

Андреас Фон Айнзидель

Хозяин дома – архитектор и историк, философ и ландшафтный дизайнер – назвал свое жилище “Тематическим домом” и выразил в его архитектуре и интерьере свои мысли по поводу постмодернизма.

Андреас Фон Айнзидель

“Мой дом – часть полемики, – объясняет Дженкс. – К 1979 году в постмодернизме исчезло понимание смысла, который стоит за орнаментом. Всё превратилось в китч. Я решил поспорить с точкой зрения моего друга Роберта Вентури (архитектора и лауреата Притцкеровской премии 1991 года), который считал, что знак и символ – одно и то же. На мой взгляд, знак сродни остроумному афоризму, а символ куда более глубокое явление, и мой дом – это как раз серия таких вот символов”.

Андреас Фон Айнзидель

Дженкс пригласил к сотрудничеству пятерых друзей-архитекторов, включая своего бывшего студента Рема Колхаса, но в итоге в дело пошел только проект Майкла Грейвза, еще одного видного постмодерниста, – для “Тематического дома” он придумал “Зимнюю комнату”. У Дженкса вообще все помещения с именем собственным. И непременно со смыслом.

Прихожая под названием “Космический овал"

Андреас Фон Айнзидель

Пространство первого этажа символизирует астрономическое время – показывает движение светил и смену времен года. Из холла, получившего название “Космический овал”, вы попадаете в “Зимнюю комнату”, за которой, как и положено, следует “Весна”.

"Весенняя" комната

Андреас Фон Айнзидель

Между “весной” и “летом” располагается небольшое помещение под названием “Солнечные часы”. Разметка на полу и свет, который попадает сюда через окно во всю стену, действительно позволяют отслеживать ход времени.

"Солнечная" комната

Андреас Фон Айнзидель

На втором этаже тоже рассматривается концепция времени, но уже через призму цивилизации. Например, спальня Дженкса – это ода квадрату, фигуре, на которой зиждется вся современная архитектура.

Спальня “Комната о четырех углах”

Андреас Фон Айнзидель

А в библиотеке хозяин демонстрирует, как на протяжении столетий менялись архитектурные моды: каждый шкаф – это отдельный домик, выполненный в том или ином стиле.

Библиотека Дженкса

Андреас Фон Айнзидель

С 1984 года, когда Дженкс справил новоселье, в его жизни многое изменилось. Он вырастил детей, похоронил первую жену, женился снова. Прежним осталось только его причудливое жилище, оно всё так же полностью устраивает своего хозяина.

"Летняя" комната

Андреас Фон Айнзидель

Умозрительная концепция не мешает “Тематическому дому” выполнять свою главную функцию – быть просто домом.

Кухня “Бабье лето”

Андреас Фон Айнзидель

Оборотная сторона спиральной лестницы, которая символизирует солнечный год и состоит из пятидесяти двух ступеней – по количеству недель в году. Каждый подступенок поделен на семь сегментов – это дни недели. А тройные перила символизируют орбиты, по которым движутся Солнце, Луна и звезды.

Андреас Фон Айнзидель

Текст: Коринн Джулиус

Фото: Андреас Фон Айнзидель