На первый взгляд расположенный в Ноттинг-Хилле дом Чарлза Дженкса не сильно отличается от своих соседей по кварталу – благообразных особняков XIX века. Но на самом деле это “засланный казачок”, умело маскирующийся под окружение, его выдают окна и двери необычной фигурной формы.
Хозяин дома – архитектор и историк, философ и ландшафтный дизайнер – назвал свое жилище “Тематическим домом” и выразил в его архитектуре и интерьере свои мысли по поводу постмодернизма.
“Мой дом – часть полемики, – объясняет Дженкс. – К 1979 году в постмодернизме исчезло понимание смысла, который стоит за орнаментом. Всё превратилось в китч. Я решил поспорить с точкой зрения моего друга Роберта Вентури (архитектора и лауреата Притцкеровской премии 1991 года), который считал, что знак и символ – одно и то же. На мой взгляд, знак сродни остроумному афоризму, а символ куда более глубокое явление, и мой дом – это как раз серия таких вот символов”.
Дженкс пригласил к сотрудничеству пятерых друзей-архитекторов, включая своего бывшего студента Рема Колхаса, но в итоге в дело пошел только проект Майкла Грейвза, еще одного видного постмодерниста, – для “Тематического дома” он придумал “Зимнюю комнату”. У Дженкса вообще все помещения с именем собственным. И непременно со смыслом.
Пространство первого этажа символизирует астрономическое время – показывает движение светил и смену времен года. Из холла, получившего название “Космический овал”, вы попадаете в “Зимнюю комнату”, за которой, как и положено, следует “Весна”.
Между “весной” и “летом” располагается небольшое помещение под названием “Солнечные часы”. Разметка на полу и свет, который попадает сюда через окно во всю стену, действительно позволяют отслеживать ход времени.
На втором этаже тоже рассматривается концепция времени, но уже через призму цивилизации. Например, спальня Дженкса – это ода квадрату, фигуре, на которой зиждется вся современная архитектура.
А в библиотеке хозяин демонстрирует, как на протяжении столетий менялись архитектурные моды: каждый шкаф – это отдельный домик, выполненный в том или ином стиле.
С 1984 года, когда Дженкс справил новоселье, в его жизни многое изменилось. Он вырастил детей, похоронил первую жену, женился снова. Прежним осталось только его причудливое жилище, оно всё так же полностью устраивает своего хозяина.
Умозрительная концепция не мешает “Тематическому дому” выполнять свою главную функцию – быть просто домом.
Оборотная сторона спиральной лестницы, которая символизирует солнечный год и состоит из пятидесяти двух ступеней – по количеству недель в году. Каждый подступенок поделен на семь сегментов – это дни недели. А тройные перила символизируют орбиты, по которым движутся Солнце, Луна и звезды.
Текст: Коринн Джулиус
Фото: Андреас Фон Айнзидель