Жан-Жака Эрви иногда называют серым кардиналом бельгийского дизайна – настолько велико его могущество и влияние в профессии. Самому ему в этом прозвище не нравится слово “серый”: ничего серого и скучного в его интерьерах нет. Наоборот, Эрви всегда славился своими способностями колориста и умением составлять интерьерные композиции на тончайших переходах цвета.
Он родился во французском Кастре, учился в Академии изящных искусств в Брюсселе и начал работать ассистентом у знаменитых парижских торговцев антиквариатом Дидье Аарона и Алена Демаши. В 1970 году он открыл собственную декораторскую контору со штаб-квартирой в центре Брюсселя.
Клиентуру его иначе как блестящей не назовешь: в списках значатся, к примеру, король Марокко Мохаммед VI, покойный Ив Сен-Лоран и основатель шоколадной империи Ferrero Микеле Ферреро.
Эрви – человек, создавший так много интерьеров для сильных мира сего и в процессе неплохо повидавший этот самый мир. Естественно, от его собственного интерьера тоже ждешь чего-то необыкновенного. И он не разочаровывает. Эрви живет в особняке середины XIX века на окраине Брюсселя, в совершенно очаровательном районе.
Хотя хозяин дома и отказывается признавать себя коллекционером, лаконичной обстановку особняка не назовешь. За последние сорок лет Эрви накопил множество разнородных, но невероятных по качеству произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства. Например, прямо при входе в дом у него стоит гигантская стопа в римском стиле, работа Адриано де Анджелиса, а находящаяся выше этажом гостиная битком набита разными редкостями.
При изучении сокровищ, которые таятся в доме Эрви, глаза разбегаются – не знаешь, что и выбрать. Вот монументальная скульптура польского мастера ар-нуво Болеслава Бегаса. Вот впечатляющая фотография работы Рене Стоэлти Vanitas. Вот огромная монохромная картина американца Ричарда Пульезе – но рядом-то геометрическая композиция авторства великого Виктора Вазарели!
Среди мебели тоже нет ни одного “проходного” предмета: тут стол по дизайну Ксавье Люста, там стул в стиле Венского сецессиона и скамейка 1904 года работы знаменитого итальянского мебельщика Этторе Дзаккари. Куда ни глянь, всюду что-нибудь грандиозное – картина, статуя, предмет антиквариата. И все эти яркие (если не по цвету, то по значению) дизайнерские акценты расположены на фоне благородных, сдержанных по цвету стен. Сдержанных – но не однообразных.
В колорите дома Эрви имеются оттенки яичной скорлупы, слоновой кости, сливок – все это разные оттенки белого, как вы понимаете. Кроме того, в наличии цвет глазированного каштана (marron glacé), лиловый, шоколадный, бежевый (два последних – в основном среди обивочных тканей). Ни тени серого, заметьте.
И все эти колористические изыски оттеняются тусклым блеском серебра люстры в неоготическом стиле, благородным черным лаком концертного рояля 1930-х годов (это семейная реликвия Эрви) и контрастным сочетанием черного дерева и золота на английских стульях эпохи Регентства в столовой.
Каждый предмет мебели, каждая подушка, каждая статуэтка – любая мелочь в этом сложносочиненном интерьере похожа на мазок на живописном полотне: все они дополняют друг друга и складываются в единое, неповторимое целое. Что, в общем, и не удивительно: в юности, еще до того, как соображения практичности заставили Эрви заниматься декором, он собирался стать художником. И на самом деле стал им, просто пишет он свои полотна не маслом или темперой, а мебелью, тканями, светом и тенями.
Текст: Барбара Стоэлти
Фото: рене стоэлти