Пьеро Форназетти, “великий обманщик” итальянского дизайна, считал себя простым ремесленником и называл свою фирму “мастерской”. Как и положено в ремесленном цехе, он мечтал передать свое дело сыну. Но его сын, Барнаба, не хотел подчиняться патриархальной традиции: в 20 лет он покинул семейный дом в Милане и отправился в Тоскану – заниматься реставрацией.
Прошли годы. Великий дизайнер постарел и уже не мог по-прежнему вникать во все мелочи. Бизнес Форназетти, когда-то процветавший — а среди страстных коллекционеров его вещей были режиссер Билли Уайлдер, писатель Генри Миллер и поэт Пабло Неруда, – стал приходить в упадок. И тогда Барнаба вернулся, чтобы спасти семейный бизнес. Через несколько лет после возвращения блудного сына, в 1988 году, Пьеро Форназетти умер.
Дом Форназетти похож на огромный красный корабль, плывущий сквозь море зелени. Участок – старая семейная собственность: абрикосовый сад посадил еще дедушка Пьеро Форназетти в начале ХХ века. Огромный дом в форме буквы “Г” площадью 1000 квадратных метров построил в 1948 году сам дизайнер. В нем есть две большие квартиры, мастерские и офис. Повсюду – мебель, которую Форназетти создавал и собирал в течение всей жизни. Все окна выходят в сад.
В северной части дома находятся жилые помещения. Гостиная, где вдова Форназетти Джулия принимает посетителей, заполнена коллекционными вещами и редкими книгами. Бывшую мастерскую отца, окна которой выходят в сад, Барнаба переоборудовал под свой офис. Почти весь первый этаж занимают архивы Форназетти.
Дизайнер, украшавший свою мебель поразительной ручной графикой, любил четкую организацию труда и был внимателен к каждой мелочи – все предметы систематизированы и снабжены бирками-указателями, а все полки и ящики заполнены рисунками, записями и чертежами. В коридоре – подборка модных и дизайнерских журналов с 1900 по 1988 год. Даже книги в библиотеке все пронумерованы и расставлены в хронологическом порядке.
Для “красной” гостевой спальни на верхнем этаже Форназетти решил подобрать на полки книги соответствующего цвета. Немножко не хватило, и он добрал количество книгами, в названии которых упоминается красный цвет: так здесь появились “Красное и черное” Стендаля и “Красная комната” Стриндберга. В доме есть еще “Синяя комната”, в которой Барнаба хранит свою коллекцию музыкальных дисков (всего около 2000), и ювелирная мастерская, где работает подруга Барнабы, Бетони Вернон. Она, кстати, запустила ювелирную линию “Форназетти”.
Ребенком Барнаба любил играть в мастерской отца. В ход шло все, что валялось на полу, – кусочки воска, бумаги, позолоченного металла. Он давно изнутри изучил семейный бизнес – оттого с такой легкостью вернулся в середине 1980-х и теперь с удовольствием живет в эксцентричном окружении, к которому привык с детства. Со временем Барнаба собирается открыть в “Мастерских Форназетти” школу для талантливых молодых дизайнеров. Он надеется, что среди них найдутся достойные продолжатели традиций его отца и “семейный бизнес” сможет расшириться.
Текст: Биби Же
Фото: Ги Эрве