Когда в горах выпадает снег, дом Кристины Хюрст в деревне Лумбрайн превращается в черную точку на листе белой бумаги. Обшитый крашенными в черный цвет сосновыми досками, он похож на традиционный амбар – факт, который не мешает местным жителям ворчать, что постройка эта “слишком современная”.
Дом и правда отличается от остального жилья в долине: местные строительные правила гласят, что скат кровли должен быть параллелен холму, на котором стоит дом, и что она должна иметь вылет-навес, отстоящий от стены на полтора метра. Архитектору Алексу Хюрсту, впрочем, удалось уговорить местные власти утвердить ему проект “с нарушениями”: крыша у дома круче, чем склон, а вынос карниза составляет лишь четыре сантиметра. Всё для того, чтобы дом выглядел строгим и геометричным, как кристалл. Собственно, “деревянным кристаллом” Кристина его и называет с того момента, как сын показал ей первый макет будущей постройки.
Решение поселиться в этой уединенной местности (окрестности Лумбрайна, в отличие от соседнего Вальса, не наводнены туристами, сюда ездят только любители редких сыров) Кристина приняла в память о своей матери – они когда-то жили с ней поблизости. А еще ради внуков: их у нее девять, и им явно был нужен “домик в деревне”, где можно резвиться летом и проводить уик-энды зимой.
Кристина хотела купить дом, но потом решила построить новый – зря, что ли, у нее в семье есть архитектор? “Я сказала Алексу, что мне нужен дом, в котором мне и одной будет удобно, и с внуками не тесно. И я не вмешивалась в то, что он придумывал, полностью ему доверилась. В конце концов, он мой сын – кому же доверять, если не родному сыну?” – улыбается Кристина.
Лаконичный и компактный с виду, дом вышел довольно вместительным: в нем три этажа, кухня-столовая, гостиная с панорамным окном, три большие спальни и есть еще вторая гостиная (“общая комната”) с тремя раскладными кроватями на нижнем этаже.
“Вместо того чтобы нарезать пространство на много маленьких клетушек, мы решили сделать всего три большие спальни. Они хорошо изолируются друг от друга, при каждой есть своя ванная – получается что-то вроде отдельных квартирок, и в каждой могут удобно устроиться мои братья и сестры со своими семьями”, – рассказывает Алекс.
Все материалы местные и простые: бетон и сосна. Конструктивно здание продумано с таким расчетом, чтобы тратить как можно меньше энергии и не наносить вреда окружающей природе.
Что касается обстановки, то она представляет собой смесь винтажной мебели с блошиных рынков и дизайнерских вещей авторства Уоррена Платнера, Гарри Бертойи и Макса Билла. А также Ле Корбюзье. Кушетка по его дизайну была у Кристины давно, она перевозила ее с квартиры на квартиру и теперь любит лежать на ней с рукописью (Кристина – писательница), любуясь видами гор.
Среди других любимых занятий хозяйка называет походы (это, впрочем, скорее летнее развлечение) и приготовление обедов для всей семьи – для этого местный плотник сделал на заказ кухню. Едятся обеды за огромным столом из клена – произведением того же плотника.
“Летом обстановка здесь другая – вокруг зелень. Мы специально не стали разбивать перед домом сад, у нас пастбище прямо у стен. Коровы подходят иногда, когда мы сидим на открытой террасе. Они, кстати, и газоны “подстригают”, – рассказывает Алекс. “Да, летом здесь весело, – соглашается его мать. – Но зимой, когда я сижу тут в одиночестве, вяжу и смотрю на это тихое великолепие, атмосферу в доме вообще ни с чем не сравнить. Она волшебная”.
Текст: Доминик Брэдбери
Фото: Ричард Пауэрс