Александровский дворец в Царском Селе строила Екатерина Великая для любимого внука, великого князя Александра Павловича. Дворец прослужил с тех пор четырем российским императорам. Последним был Николай II, отправившийся отсюда вместе с семьей в тобольскую ссылку.
Странно видеть утопающим в снегу дворец, который строился как летняя резиденция. Создатель Александровского, итальянец Джакомо Кваренги, конечно, уже знал, что на его новой родине бывает зима. Но, кажется, уроженец Бергамо и не рассчитывал на то, что царю придется ходить между итальянскими колоннами по разметенным тропинкам.
Зато вполне по-свойски чувствуют себя два мощных русских юноши – скульптуры Николая Пименова и Александра Логановского: один “играющий в свайку”, другой “играющий в бабки”. Их представили в 1836-м на академической выставке и два года спустя отлили для Александровского дворца на Александровском же чугунолитейном заводе. Это хоть и академическая работа, но точно не сладкие итальянские типажи. Зимой они, хоть и голые, не мерзнут. В этом соседстве цветной Европы и черной России – вся история дворца.
Он был построен в Царском Селе, когда цари готовы были расстаться с барочным бытом. Хотелось чего-нибудь поудобнее. У дворца было два разных фасада, соответствующих двум типам царской службы. Колоннадой – к империи, садовой ротондой и террасой – к семье и близким. Так же и внутри.
Для царской жизни Кваренги предусмотрел и парадное, и частное пространство. Три зала в центре, один из них полукруглый, и два крыла. В правом жили цари, в левом квартировал двор. И оба с отдельным входом. В левом крыле Кваренги еще разместил концертный зал – нечто вроде сталинского кинозала в Кремле. А заодно и резервное пространство для расширения – цари были плодовиты и не особенно любили ютиться в тесноте.
Дворец, построенный для Александра Первого Благословенного, служил потом Николаю Первому и Александру Второму Освободителю. Третий Александр, Миротворец, съехал отсюда в Гатчину, потому что не одобрял второго позднего папиного брака и вообще считал, что свобода, которую тот подарил России, до добра не доведет. Так получилось, что самым известным квартирантом Александровского дворца стал его сын, последний русский император Николай II.
“Словами не описать, что за блаженство жить вдвоем в таком хорошем месте, как Царское!” – восклицал самодержец. Всё в его жизни было связано с императорским селом. Он здесь родился в мае 1868 года, здесь на балу впервые встретил свою невесту Алису и вместе с ней, уже императрицей Александрой Фёдоровной, с 1905-го поселился в Александровском и с тех самых пор в столицу на работу старался ездить пореже.
Дворец, спроектированный итальянцем и не раз, но достаточно деликатно перестроенный десятком придворных архитекторов – русских и иностранных, – стал его любимой резиденцией. Разумеется, Николай жил не в парадных залах, а в устроенных для него и семьи комнатах в новейшем стиле ар-нуво с дубовой встроенной мебелью. А работал в знаменитом кабинете с антресолью, на которой царица, никем не замеченная, присутствовала на официальных докладах, а потом давала мужу ценные советы.
В марте 1917-го Николай приехал сюда раньше обычного, в качестве “бывшего царя, полковника Романова”. Впервые он застал здесь снег и обнаружил, что отопление, установленное в 1840-м, хромает, а камины, устроенные при прадедушке Николае и приспособленные для летнего подогрева, с холодной весной не справляются. Это были грустные месяцы в ставшем чужим доме и под арестом.
В Полукруглом кваренгиевском зале Романовы провели последнюю ночь во дворце. В окнах был старый парк, а с другой стороны стоял Федоровский городок, построенный к 300-летию дома Романовых: императорская игрушка, модель идеальной России. Настоящая Россия подогнала машины к подъезду, и ранним августовский утром Николая с женой и детьми в них усадили. Больше Александровского дворца они не увидели.
Текст: Алексей Тарханов (“Коммерсантъ”)
Фото: фриц фон дер шуленбург