О способах омовения, принятых в российской императорской фамилии, в советское время распространялась неверная информация. Описывая эпоху Петра I, писатель Алексей Толстой утверждал, что знатные иностранцы, приглашенные на русскую службу, требовали, чтобы им строили отдельные помещения для мытья и прочих не менее существенных нужд, вешали на двери замок, а ключ от него носили при себе, повесив на шею. На самом деле во времена Петра наши соотечественники мылись чаще и основательнее, чем жители большинства европейских стран, и государь в этом не отставал от подданных. Для Петра как раз и был построен в Петергофе, вблизи любимого императором небольшого дворца Монплезир, Банный корпус.
Самая знаменитая баня в России – Агатовые комнаты в Царском Селе. Екатерина II, следуя своим вкусам, и мыться стремилась в духе древних: она выписала в Россию самого крупного в Европе знатока античной культуры омовения Чарлза Камерона (его книгу “Бани римлян” в библиотеках возят на специальных тележках, уж больно тяжела и велика). Агатовые комнаты получились красивые необыкновенно, но “сама баня”, по словам императрицы, “вышла худая, мыться в ней нельзя”. Пришлось построить в саду другую, скромнее, но удобнее.
В Петергофе банное дело развивалось проще и естественней, чем в Царском Селе. Началось все с небольшой деревянной “мыльни” Петра I. Она отличалась не роскошью, но температурой, до которой разогревалась, и огнедышащим паром с запахами трав, который обожал царь. Основатель Петербурга любил париться в бане до страсти. Как во многом прочем, и здесь он не знал меры, отчего приближенные, удостоенные милости мыться вместе с ним, “упаривались” до полусмерти, а некоторые после царского мытья даже отправлялись в мир иной. В 1722 году мыльню отремонтировали, но особенно ничего не поменяли.
Богатство в отделку петергофских бань впервые принес обер-архитектор императрицы Елизаветы Петровны граф Франческо Бартоломео Растрелли. Чего бы ни касалась его рука, все покрывалось позолотой, зеркалами, янтарем и хрусталем. Банный корпус в Петергофе, возведенный им в 1748 году, снаружи остался деревянным и сохранил жаркую парную, до которой императрица, так же как ее августейший родитель, была великая охотница. Но внутри появились хрустальная ванна в медном футляре (чтобы, не дай бог, не разбили) и бассейн, окруженный золоченой балюстрадой с фигурами амуров и цветочными гирляндами. Что же до бани Петра Великого, то ее уже тогда музеефицировали: осторожно разобрали и перенесли на другое место в парке, где она простояла еще целый век.
Екатерина II также не обделила эту часть дворца вниманием. Ей захотелось устроить бассейн с подъемным дном, который наполнялся бы морской водой. Но, чтобы выровнять дно бассейна с морским, требовался слишком глубокий колодец. Сделали проще. Морскую воду накачивали через восемь расположенных по углам чаши трубок, а пресная била из фонтана “Мужичок с волынкой” работы итальянца Алессандро Мартелли: он стоял в середине купальни и соединялся с общей системой петергофских водоводов. К 1770-м работы закончили. Впечатление от скульптурного фонтана и солоноватости воды возникало несколько скабрезное. Императрицу оно веселило, а ее серьезному и раздражительному сыну Павлу I не нравилось. После вступления на престол он повелел заменить “Мужичка” на колонну с золоченым шаром наверху, откуда вода и лилась всю первую половину XIX века. Саму мыльню под наблюдением Джакомо Кваренги в 1800 году сделали кирпичной.
Александр II привел Банный корпус в соответствие с устройством подобных заведений в Европе. Рядом с мыльней в 1866 году придворный архитектор Эрих Ганн построил каменный флигель с комнатами для бассейна, холодных и обыкновенных ванн. Не забыли и последнее новшество – душ (правда, и парная осталась). В архитектуре наступил тогда период историзма, и фасад Банного корпуса выдержан в “исторических” формах эпохи Петра I. Внутри небольшое здание оказывается просторным. В центре главного золотисто-белого зала – купальня. Ее при желании наполняли морской водой. Бассейн похож на большую замочную скважину из позолоченной меди. Все вокруг – люстра-душ над бассейном, зеркала, столы, печь – отделано растительными орнаментами. Ванна и лечебный душ, устроенные для императрицы Марии Александровны, скрыты за ширмой красного дерева в соседней комнате. Ванна наполнялась простыми кранами с холодной и горячей водой, правда, лилась она из отлично сделанных львиных морд.
Банные корпуса дворцов предполагали устройство рядом с ванными “отдыхательных покоев”. Тут они выдержаны в успокоительном голубовато-зеленом колорите. Золоченая мебель XIX века, обитая голубым шелком, исполнена в подражание барокко. Кресла и диваны исключительно удобны – с широкими, низкими и мягкими сиденьями. Есть и туалетный столик в фарфоровой раме, и важный для ритуала омовения чайный стол. Сидя в покойном кресле у серебряного самовара и серебряного сервиза, августейшие особы отдыхали после купания в морских и пресных водах, готовясь погрузиться в пучину придворного этикета, даже в загородной резиденции весьма строгого.
И чем ближе был конец Романовых, тем скучнее шла их банная жизнь: не стало ни петровского смертельного жаркого пара, ни екатерининских шаловливых соленых струй. Сплошные европейские лечебные процедуры. Так что в Банном корпусе можно посмотреть не только, как мылись русские цари, но и как они отдалялись от народа. Пока тот их не смыл.
Текст: Дмитрий Швидсковский