Дом-легенда: вилла Мезон Берто по проекту Луи‑Германа де Конинка

Вилла Мезон Берто, похожая на пароход, была построена бельгийским архитектором Луи‑Германом де Конинком в 1938 году. Недавно у нее сменились хозяева и началась новая жизнь.
Домлегенда вилла Мезон Берто по проекту Луи‑Германа де Конинка

Архитектора Луи-Германа де Конинка (1896–1984) называют бельгийским Ле Корбюзье. У него был собственный узнаваемый стиль: микс модернизма и конструктивизма. В 1938 году он построил в Брюсселе виллу Мезон Берто, у которой недав­но сменились хозяева.

Нынешний ­хозяин ­виллы Ксавье де Брёкер у лестницы. Гранит, которым отделаны пол и ступени лест­ницы, ­хорошо ­со­хранился.

"Мы увидели дом ­несколько лет назад во время одной из архитектурных экскурсий по Брюсселю и влюбились с первого взгляда", — признается Ксавье де Брёкер, теперь живущий здесь с женой и ребенком. Шанс, что модернистский памятник будет выставлен на продажу, был один к миллиону, но Ксавье повезло. "Это просто судьба! — говорит он. — Мы связались с хозяином и убедили его, что настроены очень ­серьезно и решительно".

Вилла Мезон Берто ­строилась с 1936 по 1938 год. Она находится на юге ­Брюсселя, на гра­нице с ­Суаньским лесом.

Архитектура, привлекшая новых жильцов, была вполне типична для начала двадцатого века. Со стороны дом похож на пароход: круглые окошки напоминают иллюминаторы, а металлические ограждения на крыше, где расположена терраса, вызывают ассоциации с палубой.

Гостиная. Диван и пуф Kennedee по дизайну Жана-Мари Массо для Poltrona Frau; декоративные подушки, Kvadrat; за диваном ­сохранившиеся бетонные полки; журнальный столик по дизайну Исаму Ногучи, Vitra.

В 1920–1930-е годы водные круизы были очень популярны, а архитекторы и дизайнеры тех лет любили заимствовать атрибуты судов и переносить их в свои проекты. Французы даже назвали такой стиль "пакетбот". Де Конинк построил этот дом для семьи доктора и инженера, которые перебрались сюда, чтобы наслаждаться природой.

Столовая. Обеденный стол El Dom, дизайнер Ханнес Веттштайн, Cassina; винтажные стулья по дизайну Ээро Сааринена для Knoll; светильники Multi-Lite, Gubi; на стене графика Сары Моррис.

"Тогда здесь была почти деревня, на полях паслись овцы. Сейчас расположению виллы тоже можно позавидовать: пара минут до магазинов и столько же до огромного зеленого массива Суаньского леса. При этом вокруг дома разбит свой собственный сад с модернистской планировкой и легким восточным колоритом", — рассказывает Ксавье.

Кухня. Здесь стоит культовая модульная кухня Cubex, спроектированная архитектором Луи-Германом де Конинком еще до строительства дома и принесшая ему известность.

Нынешние хозяева не обманули предыдущих владельцев дома: они действительно отнеслись с огромным уважением и к внешнему облику, и к интерьеру. С реставрацией им помогал архитектор Ален Делонь. Внутри сохранилось очень много оригинальных предметов и деталей: к примеру, книжные шкафы по эскизам де Конинка, письменный стол и тонетовский стул в кабинете. Эта комната теперь отделена от гостиной раздвижными дверьми, которые были найдены в плачевном состоянии в садовом домике.

Кабинет. Книжные шкафы сделаны для проекта архитектором Луи-Германом де Конинком; письменный стол и стул по дизайну Марселя Брёйера для Thonet; ковер Weindigen по ­эскизам Эйлин Грей для ClassiCon.

Вид из кабинета на гос­тиную. Раздвижные двери были найдены в садовом домике.

В гостиной остались бетонные полки, а вот камин был утрачен. Новый спроектировал сам хозяин: он сделал топку и дымоход со скругленными углами, повторяющими архитектуру дома.

Фрагмент спальни. Кровать Tufty, ­дизайнер Патриция Уркиола, B&B Italia; шезлонг и оттоманка по дизайну Рэй и Чарльза Имз, Vitra; на стене фоторабота Duza Олега Доу.

Его жена тоже не осталась в стороне. "Она старалась сохранить исторический дух, но не хотела превращать дом в музей, — говорит Ксавье. — Мы разбавили обстановку предметами интерьера, которые уже стали классикой XX века или со временем могут превратиться в иконы дизайна. Чтобы не перегружать интерьер, мы тщательно подбирали арт-объекты. Все картины, цвета и фактуры перекликаются с формами и линиями виллы. Они не должны были отвлекать внимание от главного — архитектуры".

Крыша дома. Ее используют как террасу.

Фото: Jan Verlinde/Livinginside