Как и положено замку из готического кошмара, начиналась история Юсуповского кроваво. По легенде, на его месте стояли в XVI веке палаты, в которых Иван Грозный отдыхал во время соколиной охоты, мучил узников и предавался самобичеванию. Отсюда же расходилась по Москве сеть подземных ходов, позволявшая царю появляться в разных частях города, наводя ужас на подданных.
Эту легенду рассказывает в мемуарах последний Юсупов – Феликс Феликсович (младший): “В конце прошлого века родители мои обновляли дом и обнаружили тот самый подземный ход. Спустившись туда, они увидели длинный коридор и скелеты, прикованные цепями к стенам. В детстве я думал, что души замученных живут где‑то здесь, и вечно боялся встретиться с призраком”.
Феликс вспоминает о жизни в московском доме со смесью восторга и ужаса. Сводчатые залы с росписями, темные переходы, толстые ковры, заглушающие шаги, – всё в детском воображении складывалось в картину манящую и пугающую. Но то, что видел и знал о дворце юный Юсупов, имело мало отношения ко временам царя-душегуба.
Мать Феликса, красавица и светская львица Зинаида Николаевна Юсупова, в 1890-х годах взялась за глобальную реставрацию особняка, которым семья владела уже больше полутора веков. Ее мечтой было показать искушенной петербургской и чванливой московской публике аттракцион с перемещением во времени, и на византийское буйство интерьеров Юсупова не пожалела ни денег, ни сил.
Сначала она наняла для перестройки дворца эклектика Померанцева и поклонника неоготики Султанова. Потом вместе с художником-реставратором Федором Солнцевым они составили систему росписей сводов и стен, где исторические сценки соседствуют с изображениями фантастических животных, а карта звездного неба – с масонскими циркулями и наугольниками.
Жить в этой вакханалии Юсупова не собиралась: помещения готовились для официальных приемов и ужинов, семья же размещалась в западном флигеле. Он был построен на месте деревянного домика, который с 1802-го по 1803 год снимал Сергей Львович Пушкин. Сад, куда сбегало от няни будущее “солнце русской поэзии”, тоже подвергся значительным изменениям. Юсупова превратила его в классический домашний парк эпохи ар-нуво – с плавными планировочными линиями, завитыми девичьим виноградом трельяжами и романтическими укромными уголками.
В таком виде дворец пережил и московское генерал-губернаторство старшего Юсупова, и игры со столоверчением его неугомонных наследников, и опалу семьи после убийства Распутина, и эмиграцию. Очередная кровавая легенда гласит, что домоправитель Юсуповых Григорий Бужинский был замучен в подвале большевиками, искавшими фамильные драгоценности. Впрочем, какой-то клад под Красной лестницей действительно нашли в 1925 году, когда устраивали во дворце Музей дворянского быта.
Просуществовал музей недолго, до 1929-го, а потом помещения были переданы в ведомство сельскохозяйственной академии. В бывших парадных интерьерах много лет трудились на благо народа академики Вавилов и Прянишников. Но никакое, даже самое приземленное, практическое применение не могло убить мрачного очарования Юсуповского дворца. В конце ХХ века окрестная детвора, как и двести лет назад, всё норовила попасть без спросу в заросший сад и с замиранием пересказывала истории о призраках.
Не помогла и недавняя реставрация (дворец открылся в 2010 году). Слишком уж тщательно подошли ее организаторы к изучению чертежей и эскизов, слишком долго вглядывались в архивные фотографии, слишком глубоко погрузились в историю проклятого юсуповского рода.
Так что по сей день стоит в глубине старомосковских переулков заколдованный замок, в котором легко можно представить и спящую в хрустальном гробу царевну, и мрачного колдуна с разбитым сердцем. Всё зависит от того, какие сказки вы любили в детстве.
Фото: Фриц фон Дер Шуленбург