Дом-музей Акилле Кастильони

Акилле Кастильони оставил после себя полторы сотни дизайнерских шедевров, четыреста папок с проектами и квартиру в центре Милана, где теперь работает его музей.
Акилле Кастильони работы дизайнера и фото интерьеров домамузея

“Начни c эскиза. Руководствуйся здравым смыслом. Помни, к чему стремишься”, – говорил Акилле Кастильони. Сейчас листок с этими словами, прикрепленный к пробковой доске в его доме-музее, воспринимается как завещание будущим поколениям дизайнеров.

Эта фотография Акилле Кастильони была сделана в его квартире в конце 1990-х годов. Несмотря на преклонный возраст, дизайнер продолжал работать и преподавать в Миланском политехническом институте.

Маноло Ильера

Студия, где великий итальянец жил до своей смерти в 2002 году, занимает нижний этаж большого дома на площади Кастелло в центре Милана. Хозяин не входил в эти комнаты уже много лет, но кажется, что он просто отлучился на минутку, чтобы выпить эспрессо в баре на углу.

В этой комнате хранятся предметы, которые Акилле собрал за сорок лет. Справа виден прототип лампы Arco, попавшей в каталог Flos в 1962 году. На стене — постер c фотографией, служившей заставкой сайта Flos несколько лет после смерти дизайнера.

Маноло Ильера

На столе лежат распечатанные письма, карандаши и круглые очки, на полках – рисунки, фотографии и четыре сотни папок с проектами. Ирма Кастильони, вдова Акилле, проводит нас по комнатам дома-музея: вот тут он чертил, там общался с коллегами и заказчиками, а здесь хранил прототипы своих работ.

На стеллаже в кабинете Кастильони расставлены пронумерованные папки с проектами. Комнату освещают лампы Diabolo, сделанные дизайнером в 1998 году для Flos.

Маноло Ильера

За почти шестьдесят лет карьеры Кастильони создал около ста пятидесяти предметов. В доме можно увидеть и самые известные его произведения, такие как светильники Arco, Snoopy и Toio, и менее знаменитые. Например, электрический выключатель, разработанный в 1968 году. “Его и сегодня везде продают, хотя нигде не указано, что дизайн придумал Акилле, – говорит Ирма. – Муж очень любил этот выключатель и всегда носил его в кармане. Ему нравился его звук: клик-клак”.

Прототипы люстры Taraxacum для Flos (1960 год), и кресла Babela, которое дизайнер придумал в 1958 году специально для интерьера Торговой палаты в Милане.

Маноло Ильера

В 1944 году Кастильони окончил Миланский политех, но работу по специальности в послевоенной Италии молодому архитектору найти было нереально. Тогда двадцатишестилетний Акилле присоединился к старшим братьям Ливио и Пьеру Джакомо, занимавшимся промышленным дизайном. В этой сфере дела обстояли куда лучше. Благодаря плану Маршалла мебельный бизнес был на подъеме, а руководили им энтузиасты, которым хотелось экспериментировать не меньше, чем самим дизайнерам.

Постер для факультета архитектуры Миланского политеха.

Маноло Ильера

В 1957 году молодая марка Zanotta предложила Акилле и Пьеру Джакомо (Ливио уже начал сольную карьеру) сделать инсталляцию для выставки “Формы и цвета современного дома”. Оформленная братьями комната выглядела по тем временам совершенно безумно: абстрактное искусство на стенах, подвешенный к потолку телевизор. Но главное, там стояла парочка невероятных стульев: Sella, сделанный из велосипедного седла, и Mezzadro – из сиденья от трактора. Сейчас эти вещи – классика дизайна, хотя прошло немало времени, прежде чем Zanotta отважилась включить их в свой каталог. Стул Mezzadro выпускают с 1971 года, Sella – с 1983‑го. Общественное мнение должно было дорасти до такого дизайна.

В библиотеке Акилле Кастильони собрано две с лишним тысячи книг. Слева — стулья Sella и Mezzadro (1957 год) и стол Bramante (1950 год) для Zanotta.

Маноло Ильера

А в середине 1950-х братья добились лишь того, что на них наклеили ярлык “дадаисты” за внешнее сходство их работ с “реди-мейдами” Марселя Дюшана. Кстати, Пьер Джакомо запуска стульев в производство так и не дождался – он умер в 1968 году, после чего Акилле стал работать в одиночку.

На доске — собственные рисунки дизайнера, газетные вырезки, фотографии, записки друзей, постеры и приглашения.

Маноло Ильера

Самое удивительное, что, пока братья Кастильони мастерили мебель из запчастей, другие дизайнеры экспериментировали с новыми материалами. В теории это гораздо интереснее. Но у Кастильони был иной взгляд на вещи. “Найдите главный компонент дизайна и отталкивайтесь от него”, – говорил Акилле. Отправной точкой могло стать все что угодно: готовая вещь, какая-то деталь или поведенческий стереотип. Материал при этом особого значения не имел. Зачем изобретать велосипед, если это уже сделал кто-то другой? В случае со стулом Sella поговорку можно воспринимать буквально. Акилле придумал его, чтобы с комфортом говорить по телефону. В такие минуты, по словам дизайнера, ему хотелось “сидеть, но не до конца”. Велосипедное седло точно отвечало этой задаче – оставалось только снять его с колес.

Шкаф с безымянными мелочами, которые Кастильони использовал как источник вдохновения и как реквизит на занятиях со студентами. Всего здесь 868 предметов.

Маноло Ильера

Кастильони видел источники вдохновения во всем. “Он был очень любопытен. Его интересовало все, что касалось повседневной жизни”, – вспоминает Ирма. В кабинете дизайнера есть шкаф, набитый стеклянными бутылками, дверными замками, зубными щетками и тому подобным хламом. Кастильони собирал эту странную коллекцию годами. “Он мог остановить машину посреди улицы, чтобы подобрать молоток, который валялся на тротуаре”, – рассказывает Ирма. А потом долго изучать находку.

Торшер Toio Акилле Кастильоне придумал для Flos в 1962 году. Основой для него послужила автомобильная фара.

Маноло Ильера

“Не выбрасывай это, пусть полежит”, – мог сказать он жене о каком-нибудь старье, найденном на улице или привезенном из поездки. Никому не известная вещь без роду, без племени имела все шансы получить новую жизнь, теперь уже в качестве дизайнерского объекта. К примеру, знаменитая лампа Arco возникла как вариация на тему уличного фонаря, а светильник Toio – это автомобильная фара, приспособленная для использования в быту.

Стул Allunaggio (Zanotta, 1966 год) и стойка с именем дизайнера с выставки A la Castiglioni 1995 года в Барселоне. На полках расставлены папки, в которых хранятся более 6500 негативов.

Маноло Ильера

Артефакты из шкафа Кастильони знакомы и его ученикам – Акилле преподавал дизайн с 1966 года сначала в Турине, а потом в родном Миланском политехе. “Он приходил на лекцию с огромным черным саквояжем в духе Мэри Поппинс и начинал извлекать из него наглядные пособия: игрушки из пивных банок, которые он купил в Тегеране, очки в безумной оправе, галоши из СССР, старый дуршлаг”, – говорит Паола Антонелли, куратор отдела архитектуры и дизайна нью-йоркского МoMA.

Настольная лампа Snoopy, Flos, 1967 год. Она напоминает профиль песика из комиксов, в честь которого и была названа.

Маноло Ильера

Очевидцами экстравагантных лекций были сотни студентов. Сегодня в Италии сложно найти дизайнера, который бы в свое время не учился у него в Миланском политехе. Вот вам и возможный ответ на популярный вопрос: почему в этой стране такой хороший дизайн?

Сильно увеличенная лампа Taccia. Выпускаемый с 1958 года маркой Flos светильник вообще-то всего 54 см высотой. Рядом с ней — три кресла по дизайну Гаэтано Пеше, 1960 год, Poltrona Frau.

Маноло Ильера

Когда Кастильони умер, на сайте Flos появилась заставка: фотография улыбающегося дизайнера и всего два слова: “Чао, Акилле”. Никаких траурных рамок и проявлений скорби. И это была идеальная эпитафия. “В нашей профессии слишком много серьезного, – заявлял Кастильони. – Один из моих секретов заключается в том, что я все время смеюсь”.

Афиша персональной выставки работ дизайнера в нью-йоркском музее MoMA, 1998 год.

Маноло Ильера

Кресло Primate для Alessi, 1970 год.

Маноло Ильера

Пепельница Spirale для Alessi, 1986 год. Дизайнер, сам заядлый курильщик, сделал держатель для сигарет из обычной пружины.

Маноло Ильера

Текст: Энрик Пастор

Фото: Маноло Ильера