Берега Пироговского водохранилища – питомник, где выращивается хорошая современная русская архитектура. Все наши звезды построили по домику, по два для членов яхт-клуба на Завидкином мысу.
Все они спроектированы в согласии с жестким регламентом, разработанным Евгением Ассом: каждый домик – пять на восемь метров, высота шесть, зазор между зданиями – два с половиной метра. Но внутри отведенной ячейки “матрицы” можно резвиться как угодно, так что хозяевам этих домиков остается только позавидовать. Я вот откровенно завидую тем, на кого поработал Владимир Плоткин.
У Плоткина репутация мастера крупной формы – он строит большие дома и градообразующие комплексы. А тут модульный “малыш” общей площадью 195 м². Плоткина, однако, затея как раз “малостью” и привлекла: “Я считал это небольшим упражнением. Но в итоге на проект были потрачены невероятные усилия”.
Сначала Плоткин должен был построить один дом. Он “собрал” его из трех разных материалов – черного гранита, стекла и светлого клена. Разноцветные объемы перемежаются и стыкуются в подобии шахматного порядка: черный верх – желтый низ и наоборот, а между ними разделительная полоса стекла.
Архитектурный аппетит пришел к заказчику во время еды: увидев проект, он купил два соседних участка и заказал Плоткину еще два домика (тем более что семья с тремя детьми в модуле пять на восемь и так не слишком умещалась). Чтобы было не скучно, архитектор сделал их разными.
Средний – белоснежный (любимый цвет Плоткина), пластичный, напоминающий парус. Третий – снова черно-желтый, из тех же гранита и клена, но более простой по композиции, чем его симметричный старший брат. Соединяют домики прозрачные галереи. С воды их не видно – кажется, что необходимый разрыв между объемами есть.
Интерьеры (их делала вместе с Плоткиным архитектор Ольга Головина) стилистически едины с фасадами. В белом корпусе, где расположена общественная зона, интерьеры белоснежные. В “простом” черно-желтом объеме разместились детские – они все деревянные.
Самое интересное – “сложный” корпус с хозяйской спальней и кабинетом. Интерьер у него такой же “цветоделенный”, как фасад. Буквально такой же – объемы, черные снаружи, черны и внутри, а деревянные – деревянны. И если линия смены цвета на фасаде пришлась в интерьере на середину комнаты – ничего: пространство тут же и делится. Пол и стены – в три полосы: черную, белую и деревянную.
Формализм? Чуждые реальной жизни композиционные игры? Ну да, Плоткин честно говорит, что все это “пространственная игра, глубоким смыслом не обремененная”. Игра проведена блестяще – как чемпионская шахматная партия. И самое главное, заказчикам в этом “сыгранном” доме нравится. Им там удобно. Они принимают и разделяют правила игры, заданные им архитектором.
Текст: Евгения Микулина
Фото: Алексей Народицкий