Местность, в которой стоит этот дом, отчасти напоминает первые строки “Медного всадника” – про пустынные волны, мшистые берега и “лес, невидимый лучам в тумане спрятанного солнца”. Совсем рядом Ладога, пейзаж изрезан реками, озерами и озерцами. Природа, как положено в этих широтах, сурова. И все же пронзительно красива. Кажется, тем сложнее для проектировщика: либо пробуй строить в такой красоте нечто идеально-модернистское из стекла и бетона эдак в скандинавском духе, но только уж совсем безукоризненно вырисованное, чтобы линии своей чистотой спорили с этим небом и с этой водой на равных. Либо следуй за природой: патриархальное обилие дерева, деликатная встроенность в пейзажную ситуацию и прочая задушевная органичность.
Впрочем, красота красотой, но помимо художественно-композиционных задач участок ставил еще и более конкретную проблему. Он спускается к воде, и не очень-то полого – перепад высот составляет девять метров, что при площади участка в 42 сотки хоть и не обрыв, но все равно уклон ощутимый. Евгений Скориков говорит, что именно из-за необходимости учитывать ситуацию с рельефом работать было особенно интересно, тем более что работа была комплексной – и архитектура, и интерьеры, и ландшафт. Участок решен как система террас, постепенно спускающихся к песчаному берегу. Благодаря этому, в частности, появилась возможность встроить в рельеф большую (270 м²) зону спа с бассейном: она спрятана в нижний уровень, и ее плоская кровля становится террасой главного дома.
Заказчик знаком Евгению не первый год, они основательно сотрудничают – сейчас на разных стадиях реализации находится целая серия проектов, включая несколько ресторанов в Петербурге. Поскольку клиент уже достаточно представлял себе и почерк, и вообще образ мыслей архитектора, проект дома состоялся довольно легко. Требования, из которых исходил архитектор, по большому счету сводились к цифрам: “Мне выдали пожелания по количеству помещений и площадям, и все это четко уложилось в проект”.
Помимо главного дома площадью 350 м² есть еще вытянувшееся вдоль задних границ участка большое Г-образное здание, где сгруппированы гостевые помещения, гаражи и комнаты для персонала. Что до художественных материй, то в этом отношении Евгений был волен все определять по своему вкусу – и в итоге создал решение, которое объединяет оба помянутых выше пути.
Чистая, рациональная и эффектно скомпонованная архитектура не только вписана в рельеф, она старательно обыгрывает и другие вводные данные: ежедневное движение солнца, идиллический деревенский контекст, пейзажные красоты, входящие в дом благодаря панорамному остеклению основного фасада.
И проектирование, и строительство шли на редкость быстро: от первого звонка заказчика до новоселья прошел год. “Архитектура и интерьеры проектировались одновременно, – рассказывает Евгений, – не успевали мы выдавать чертежи по фундаментам, как их уже заливали бетоном, благо зима в том году была плюсовая”.
Пока шла стройка, подбирались предметы обстановки (все предложения владелец принял без возражений, что тоже сыграло свою роль в смысле скорости). Получившиеся интерьеры сам архитектор называет “чуть суровыми”. Но, поясняет он, это только для того, чтобы дать слово природе вокруг: дом с ней не сливается, но ведет вполне вдумчивый диалог.
Текст: Сергей Ходнев Стилист и продюсер Наталья Онуфрейчук