Архитекторы Слава Валовень и Елена Барыкина построили под Петербургом дом для коллекционеров антикварной мебели. Получилась настоящая русская усадьба.
В прошлом году дом в поселке Медное Озеро под Петербургом снимало французское телевидение. Сюжет начинался не у ворот участка, как можно было бы ожидать, а рядом с Зимним дворцом – телевизионщики явно хотели показать преемственность архитектурной традиции.
Здание, которое архитекторы Слава Валовень и Елена Барыкина построили всего три года назад, несложно принять за хорошо сохранившийся памятник русской архитектуры. Такое впечатление производит и фасад в стиле классицизма, и особенно интерьер, практически от и до обставленный русским антиквариатом и репликами старинных вещей.
“Когда люди готовы инвестировать в строительство серьезные деньги, они, как правило, предпочитают классику, – делится своими наблюдениями Валовень. – Но здесь особый случай. К моменту нашего знакомства у заказчиков уже была коллекция старинной мебели. Они постоянно что-то покупают в антикварных магазинах, следят за аукционами. Причем относятся к этим вещам не как к музейным экспонатам, а легко и красиво интегрируют их в свою жизнь. Так что для них такое историческое окружение вполне органично”.
Забавно, что реконструкция дореволюционного быта создана на основе брусового дома “Хонка” – контракт с финской компанией был обязательным дополнением к договору о покупке земельного участка. “В этом заключалось некое противоречие, – считает Валовень. – Все-таки “Хонка” – это современный индустриальный продукт.
А заказчики, когда говорили нам о своих пожеланиях, одним из первых произнесли слово “усадьба”. Но противоречие благополучно разрешилось – финны построили коробку из бруса, а потом архитекторы одели ее в правильные, сделанные на заказ наличники, филенчатые двери, расписные карнизы.
“Деревянная усадьба – это особый архитектурный жанр, и, естественно, мы тщательно его изучили”, – рассказывает Валовень. Но при этом настаивает, что они с Барыкиной не копировали исторические образцы, а делали свою вариацию на усадебную тему. Архитекторы действительно позволяли себе некоторые вольности вроде шестидесятиметровой спальни с колоннадой.
Но в деталях были точны без всяких компромиссов. Дверные ручки, шпингалеты, кремальеры и прочая фурнитура сделаны на заказ. Ткани, которыми обиты антикварные кресла и диваны, – современные, но выпущены фабрикой, которая до сих пор работает на старинном оборудовании. А расшитые бисером подушки и кружевные скатерти вообще все подлинные, из коллекции хозяйки.
“Я выпускник Мухинского училища, а само здание, в котором оно находится, было задумано и построено Максимилианом Месмахером как пособие для студентов. И меня оно действительно многому научило”, – говорит Валовень. Так что французы с телевидения не ошиблись: с преемственностью архитектурной традиции здесь действительно полный порядок.
Фото: Фриц фон дер Шуленбург