Дом с соломенной крышей по проекту Сергея Махно

Украинский архитектор Сергей Махно построил для своей семьи дом, в котором выразил свою любовь к Украине и Японии, страсть к коллекционированию, интерес к современному искусству и экспериментальной керамике и в интерьерах которого проявляется индивидуальность каждого из членов семьи.
Дом с соломенной крышей по проекту Сергея Махно

Название проекта — Шкруб — взято из семейного лексикона архитектора. “Шкруб — это любовь, это уважение и терпение, это дом, это дети, это 10 лет вместе, — поясняют авторы проекта. — Это вымышленное слово, которым друг друга называют супруги — Сергей и его жена Влада”.

Шкруб — современная постройка, в которой нашли новое воплощение традиционные для Украины архитектурные элементы: покрытые глиной стены и соломенная крыша. В основе концепции проекта — японская философия ваби-саби, которая помогла Махно по-новому увидеть и полюбить художественное наследие своей родины.

“Когда я впервые посетил Японию и увидел, как японцы относятся к своему наследию, я понял, что украинская культура тоже чрезвычайно богата, но мы не всегда умеем ее ценить, — говорит архитектор. — Япония вернула мне Украину. Открыла глаза и, главное, открыла сердце тому богатству, которое я имею от рождения, у себя дома. Поэтому я создаю украинский дизайн, пропущенный через призму японского восприятия прекрасного”.

Двухэтажное здание, которое было возведено предыдущими владельцами, Махно серьезно перестроил. Так, крышу он заменил на соломенную, а гостиную сделал двусветной, дополнив ее высоким панорамным окном с видом на сад. “Пространство и свет — это лучшее, что можно подарить дому”, — поясняет свое решение архитектор. На первом этаже дома расположилась просторная гостиная, которая соединена со столовой и зоной открытой кухни. В отдельных помещениях разместились маленькая кухня с прямым выходом в сад и спальня для родителей Сергея. На втором этаже — три спальни для детей архитектора и спальня хозяев.

Доминантные материалы в интерьере дома — дерево и глина. Махно использовал несколько сортов местной глины и девять традиционных техник. “Чтобы получить текстуру с равномерными вмятинами, стены покрыли глиной и били деревянной ложкой, пока не засохнет, — рассказывает архитектор. — Также по древним украинским традициям с глиной смешали семена льна, зерна ржи, пшеницы — такая техника использовалась еще во времена Триполья”.

Помимо фактурной отделки стен глиной, Махно активно использовал керамическую плитку по собственному дизайну: так, в спальне родителей архитектора стена отделана светлой плиткой из серии Flapjack, стены лестницы оформлены скульптурной коллекцией “Тетраподы”, ванные комнаты — плиткой “Трава” и “Землетрясение”. Керамические светильники также спроектированы хозяином дома: это эффектные люстры-скульптуры “Облака”, которые украшают гостиную, минималистские лампы-колокола в спальнях и фактурные глазурованные абажуры на кухне и в ванной.

Махно не только проектирует, но и коллекционирует керамику: свою богатую подборку, в которую входят древние экземпляры V–II тысячелетий до н. э., он разместил на стеллаже, занимающем всю стену в гостиной. Этот стеллаж, а также потолочные балки архитектор собрал из деревянных брусьев, спасенных из старых заброшенных домов в окрестных деревнях. Здесь нет случайных предметов: ковер у дивана выполнен по рисунку среднего сына хозяина, Хикару, а скульптура “Дождь” работы Назара Билыка молчаливо хранит семейные секреты.

Рядом, за деревянным столом, семья собирается за чайной церемонией. Готовить хозяева дома могут как на открытой кухне, в центре которой расположился винтажный гуцульский стол 1935 года, так и в компактной отдельной кухне. Здесь тоже есть традиционный для украинского дома предмет обстановки — узкий стеллаж для посуды мисник, расположенный над столом.

Спальня родителей архитектора оформлена в светлых кремовых тонах. Декоративный эффект здесь создают отделанная полукруглой плиткой стена и низкая японская кровать — такие стоят во всех спальнях дома.

Свою коллекцию керамики Махно может разглядывать не только из гостиной, но и из собственной спальни, часть стены которой сделана из стекла. Здесь находится рабочая зона хозяина. Стена в изголовье кровати отделана глиной и напоминает грубую обветренную скалу. Лаконичная деревянная мебель соседствует с экспрессивными светильниками из металла.

Спальня старшего сына архитектора, Ивана, оформлена в темной палитре. Динамику минималистскому интерьеру задают роспись суми-е — традиционная для философии ваби-саби монохромная живопись — и покрытый неровными досками из 500-летнего мореного дуба пол. Стены комнат младших сыновей, Хикару и Тадао, также покрыты росписями: их выполнили сам Махно и украинский художник и керамист, друг семьи Сергей Радько.

Особое значение для семьи архитектора имеет сад, точнее сады — ведь их в доме Махно два. В основном саду японские клены и сакуры встречаются с традиционной украинской зооморфной керамикой и современным искусством. Здесь 250 тонн камней и несколько перспектив, как принято в японских садах. Второй сад разместили на крыше террасы. Это аналогия одного из самых известных японских садов — каменного сада Рьоан-дзи в Киото. Он организован таким образом, что из пятнадцати разложенных в нем камней увидеть вместе можно не более четырнадцати.

Фото: Сергей Кадулин