Искусствоведы любят порассуждать, чем разнятся современная архитектура и скульптура. И в самом деле, нынешние архитектурные шедевры иногда столь причудливы по форме и функции, что и на дома-то мало похожи. C другой стороны, скульптура часто оказывается весьма масштабной и конструктивно сложной. В конце концов решено было (отчасти в шутку, но в каждой шутке есть, как известно, доля истины) считать так: если в конструкцию можно войти и как-нибудь внутри разместиться, это архитектура. Если нет – скульптура.
В доме три уровня. На верхнем – студия хозяев-художников: виды на окрестные горы здесь просто фантастические. На среднем сосредоточены обычные жилые функции – гостиная, столовая, кухня, бассейн (в доме есть еще один на крыше), хозяйская спальня. В подвале – зона всяких развлечений с баром, спортзалом, винным погребом и даже чилаутом для домашних дискотек. При полном соблюдении принципа свободной планировки все в интерьере устроено очень удобно и правильно: широкие лестницы, дизайнерская мебель, кухня из кориана, сделанная по дизайну архитекторов.
Отделочные материалы вполне консервативные – полы, например, выложены местным белым песчаником. Как и положено, имеются вкрапления антиквариата, вроде входных дверей XVIII века, привезенных из Толедо, или жалюзи XVII века из индийской провинции Уттар-Прадеш. В общем, по всем приметам дом как дом, без претензий на радикализм.
Вот только форма, в которую облачено это полезное и разумное содержание, невероятно далека от традиций и стандартов. Геометрия бетонных объемов, в которые “вырастает” строго функциональный план дома, заставляет думать не о жилье и отдыхе, а о каких-то далеких от реальности вещах, вроде космических кораблей из фильмов Джорджа Лукаса, радикальных арт-инсталляций или вздыбившихся пластами, изломанных ледников Антарктики.
На самом деле источник этих серых, с процарапанными по поверхности горизонтальными линиями бетонных скоб и загогулин находится рядом – это окрестные горы. Их цвет и фактуру дом повторяет почти буквально, а форму архитекторы трактовали метафорически. Облик дома – пластический этюд на тему местных скал, увиденных каким-то особо острым зрением. Они стали выпуклыми – словно освещенные “не нашим” солнцем ландшафты с картин Сальвадора Дали. Решая свою локальную задачу, молодые испанские архитекторы умудрились создать самую настоящую жилую скульптуру.
Критики часто жалуются, что с современным искусством трудно жить, слишком оно агрессивное. Ничего подобного, смотря какое искусство. Если хорошее, то жить можно не только с ним, но и внутри него.
Текст: Клэр Боссю-Руссо