Тьерри Боске – профессиональный обманщик. Двадцать лет прослуживший в брюссельской опере Ла Монне, поставивший в качестве сценографа и художника по костюмам множество спектаклей по всему миру, он умеет сделать так, чтобы зрители забыли о повседневности и перенеслись в мир героев.
Даже если пьеса основана на реальных событиях, Тьерри не спешит доподлинно воспроизводить эпоху. “В мире театра не важна правда, – уверен он. – Если у меня нет подлинных вещей или я не знаю, как они выглядели, я их просто придумываю”.
Страсть Боске к созданию утраченных или никогда не существовавших миров так велика, что вышла за рамки профессии. Возвращаясь из театра домой, он продолжает придумывать декорации. Разница в масштабе: на работе он мыслит размерами сцены, дома – кукольного домика.
“Я привык делать макеты моих декораций, – рассказывает Тьерри. – Так что техника мне знакома. Я начал создавать в миниатюре дворцы, которые никогда не построю в натуральную величину”. Вдохновляясь памятниками своей любимой эпохи – Франции XVI–XVIII веков, художник создает игрушечные интерьеры, чья роскошь достойна настоящих королей.
Подобно творчеству, жилище Боске делится на две части. Он потому и купил участок на тихой окраине Брюсселя, что там стояло два дома: не было необходимости искусственно разграничивать жилое и рабочее пространство (хотя прекрасный сад тоже сыграл свою роль).
Первый дом – парадный, под стать роскошным оперным декорациям Боске. Трудно поверить, что до вмешательства хозяина это была скромная деревенская постройка. Главное помещение – сверкающая золотом и хрусталем столовая, словно перенесшаяся из Версаля. Деревянные панели на стенах родом из родного театра Боске, Ла Монне, – когда сносили старые мастерские, он забрал их домой.
Всё остальное – фантазии художника на тему любимой эпохи. Точно так же он придумал прочие помещения, наполнив деревенский дом лепниной, росписью, позолотой, венецианскими люстрами и зеркалами.
Застекленная веранда, построенная Боске, соединяет парадный дом с ателье. Гостям в нем доступна только одна комната – выставка готовых макетов. Застекленные шкафы от пола до потолка содержат двадцать шесть миниатюрных интерьеров, разглядывать которые можно часами.
Дальше посторонним вход заказан. Незаконченные макеты, крохотная мебель, подготовленные к росписи листы картона, лоскутки ткани и фольги – присутствие великанов в этом царстве лилипутов грозит разрушениями и бедствиями. Один только хозяин, вооруженный ножницами и кистями, смотрится уместно в этом мире. Ведь он сам его придумал.
Текст: Жан-Пьер Габриель
Фото: Жан-Пьер Габриель