Бельгийский дизайнер Кристоф Декарпентри – отпрыск разбогатевшей на импорте колониальных фруктов антверпенской семьи. Тягу к дальним странствиям он приобрел в юности. В восемнадцать лет Кристоф покинул отчий дом и отправился в Индию. Далее – постоянные путешествия, работа в Африке, Мексике, Греции и стремительная дизайнерская карьера: в 2000 году – оформление Биеннале антикваров в Париже. Обставляя особняки по всему миру, он давно уже положил глаз на Марокко – и вместе со своим постоянным соавтором, брюссельским архитектором Абелем Нейссенсом потихоньку стал присматривать себе там дом.
Выбор был сделан несколько лет назад, когда Нейссенс и Декарпентри поехали на Рождество к друзьям в Тарудан, древний городок на востоке Марокко. “Почему не Марракеш? – улыбается дизайнер. – Да, все покупают дома в Марракеше. Да и сам я, честно говоря, не знаю ничего прекраснее площади Джемма-эль-Фна… Но когда я увидел старинные городские стены Тарудана, когда я прогулялся среди полуразвалившихся домов-риядов и дворцов медины, у меня не осталось никаких сомнений. А кроме того, все случилось как-то само собой. Нас представили семье, которая продавала свою недвижимость, мы сразу же приехали, посмотрели – и оформили сделку. Все прошло как по маслу!”
Конечно, на самом деле трудностей хватало: три дома, которые приобрели Декарпентри и Нейссенс, на момент покупки были почти безнадежными развалинами. Они располагались прямо у городской стены и служили когда-то казармами для гарнизона охраны. От первоначальной постройки мало что осталось: большинство стен было сложено заново из блоков жуткого пепельно-серого цвета.
Сейчас трудно представить, что “штаб-квартира” Декарпентри и Нейссенса отстроена совсем недавно, чуть ли не с нуля, да еще и европейцами – она кажется неподдельно старинной и абсолютно марокканской.
“Это все Абель! – говорит Декарпентри. – Он нарисовал проект, он настоял на том, чтобы строительство велось по древней технологии – с помощью кирпича-сырца из глины и соломы. Здесь, в Марокко, до сих пор стоят крепости, возведенные таким образом. Если бы не Абель, страшно подумать, где бы мы сейчас жили. Ведь я поначалу предлагал эдакую “восточную фантазию”, с башенками и нарядными фасадами!”
Нейссенс выкрасил стены в мягкие песочные цвета, спроектировал традиционные патио и террасы и объявил войну любому украшательству. В том числе и в интерьере. “Почему-то люди, которые обзаводятся домами в Марокко, убеждены, что им просто необходимо завесить стены фонарями, застелить все, что можно, коврами и вдобавок напичкать комнаты бесчисленными безделушками, – возмущается архитектор. – Нам, наоборот, вся эта “тысяча и одна ночь” просто претила; дом – это же не базар!”
Немного традиционного марокканского декора в доме все же есть, но Кристоф Декарпентри разбавил его европейским антиквариатом: ампирными бра, барочными сиденьями с ножками-лапами, деревянной резьбой XVIII века. Потолок в гостиной разрисовал в духе барокко Тьерри Боске – бельгийский сценограф и большой специалист по художественным “обманкам”; здесь же стоит театральное кресло XIX века, подлокотники которого поддерживают сфинксы с позолоченными крыльями.
Сейчас Нейссенс и Декарпентри завалены заказами – состоятельным обитателям Тарудана понравился результат реставрации трех домов у городской стены. А никогда не пользовавшийся вниманием туристов Тарудан неожиданно сделался одним из самых популярных мест Марокко: у местных риелторских агентств дела идут просто превосходно.
Текст: Барбара Стоэлти
Фото: Рене Стоэлти