Попасть в дом Лилью Паульмадоуттир непросто. В местечко Сёйдауркроукюр самолеты из Рейкьявика летают два раза в неделю – если погода хорошая. Но Лилью (художник, продюсер и коннозаводчик), женщина успешная и волевая, удаленное местоположение считает плюсом. Она устала от суеты исландской столицы и захотела поселиться в глуши, на участке, где располагалась ферма ее дедушки и бабушки.
Уважение к старому дому было одним из условий проектирования дома нового. Для работы Лилью наняла ведущее исландское бюро Studio Granda, возглавляемое англичанином Стивом Кристером. По словам Кристера, главной трудностью в создании проекта было совмещение архитектурного образа дома с дикой природой, к которой в Исландии относятся очень трепетно.
“Здесь почитают воду и солнце и не противопоставляют себя окружающему миру”, – говорит он. Архитектура в этой стране вообще существует в особых условиях. Тут почти нет деревьев, потому что нет достаточного количества почвы для глубоких корневых систем. Нет производства сборного железобетона – чтоб не портить экологию. Поэтому большую часть материалов – потолочные балки для гостиной, кедр для обшивки фасадов – Стив привез из Англии.
“В Исландии архитектура следует традициям и правилам меньше, чем где-либо в мире, – рассказывает он. – Это сложно, но по-своему выгодно. На решение не влияет ничто, кроме воли архитектора”. Или воли клиента. Потому что Лилью, будучи человеком творческим, оказалась из тех заказчиков, что вникают во все детали проекта. Это было непросто – Лилью привыкла долго обдумывать решение, и иногда выбор краски занимал у нее месяц.
Однако именно она настояла на том, чтобы полы в доме сделали из базальта, куски которого в Исландии имеют от природы уникальную шестигранную форму. “Мы взяли камни из грунта в основании дома и уже в Рейкьявике порезали их на тонкие пластины, следя за тем, чтобы их грани стыковались между собой”, – вспоминает Стив. Теперь полы в доме похожи на панцирь гигантской черепахи, и Лилью это очень нравится, хотя рисунок пола и “забивает” ее картины, развешанные по стенам.
Ей также нравится обилие в интерьере разномастных стульев и разных фактур дерева. Собственно, с этим домом у Лилью, ее мужа и троих детей только одна проблема – рояль в гостиной. Инструмент так красив, говорит она, что на нем никто не решается играть. Но Лилью не теряет надежды, что вдохновение семью все же посетит. Ведь все остальное в доме получилось поистине вдохновенным.
Текст: Александр Хош