Викторианская эпоха в Англии — это не только расцвет колониальной империи и промышленная революция. В это же время там зародилось движение "Искусство и ремесло". Его основатель — убежденный социалист Уильям Моррис (у нас он больше известен как художник-прерафаэлит) — и его соратники пытались противодействовать машинному (читай: бездушному) труду.
Созданные Моррисом произведения искусства, архитектура и мебель должны были стать воплощением средневековых традиций. У нас, кстати, подобные активные действия происходили в мамонтовском кружке в Абрамцево. Разумеется, отголоски этого течения "переплыли" и за океан. В Америке в числе первых апологетов "Искусства и ремесла" были мебельщик Густав Стикли и архитектор Фрэнк Ллойд Райт.
Калифорнийский Беркли — одно из тех мест, где примеров архитектуры в этом стиле предостаточно. Например, этот дом 1915 года постройки был создан именно в духе "Искусства и ремесла". Дженнифер Доблер и Пэт Келли со своими двумя дочерьми моментально влюбились и в дом, и в сам район, где он располагается.
Здание входит в список исторически важных объектов, поэтому ремонтировать его надо было осторожно. Это дело поручили бюро Commune Design. "Мы хотели, чтобы дом вышел уютным, — рассказывает Дженнифер. — Секвойя, из которой построено здание, сама по себе создает ощущение надежности. Мы лишь хотели упрочить это чувство".
Самым непростым оказалось "впустить" свет в пространство (помещения были довольно темными). Для этого в некоторых местах в потолке пробили световые окна, а в интерьере разместили зеркала таким образом, чтобы они отражали солнечный свет на всю комнату. Полированные металлические поверхности мебели служат тем же целям.
Панели из секвойи, которыми обита большая часть внутренних пространств и массивная деревянная лестница, во многом определили будущий облик интерьера. Вдохновение черпали все в том же стиле "Искусства и ремесла": создавали пространства одновременно практичные и красивые. Деревянную мебель выбирали так, чтобы она максимально подходила по цвету к оттенку стен.
Буфеты покупали с зеркальными задниками, а шкафы — со стеклянными дверцами, чтобы свет проникал в каждый уголок этого дома. В поддержку духа Средневековья, так ценимого сторонниками Уильяма Морриса, в холле повесили полотно с цитатой из "Божественной комедии" Данте: "На полдороге странствий нашей жизни".
В кухне и комнате для завтраков оригинальные панели не сохранились. Для этих помещений выбрали бело-синие оттенки, чтоб они контрастировали с охристым цветом дерева, доминирующим в остальных комнатах: полы расписали вручную, а стены оклеили обоями от Vivienne Westwood.
"В этом проекте мы реализовали все задуманное, — говорит Доблер. — Когда работы завершились, мы выдохнули с чувством полного удовлетворения — такими гармоничными были все помещения. Это настоящий уютный дом".