В 1062 году могущественный эмир Юсуф ибн Ташфин из династии Альморавидов заложил город, которому вскоре суждено было стать столицей гигантской империи, пережить упадок и вновь возродиться уже почти тысячу лет спустя – в виде экзотического курорта для европейцев под названием Марракеш.
К началу XXI века едва ли не единственной свидетельницей деяний Альморавидов в Марракеше оказалась древняя пальмовая роща на северо-западной окраине города. Именно в этой роще – местном варианте Беверли-Хиллз – и расположилась вилла, над которой два года работал французский дизайнер Альберто Пинто.
“Я всегда восхищался Востоком, – говорил Пинто. – А здесь мне представилась возможность создать свою версию восточного стиля, причем во всем его великолепии”.
“Официальная” часть здания выстроена вокруг застекленного внутреннего двора, на мраморном полу которого повторены орнаменты полов Тадж-Махала. Резные гипсовые стены, однако, покрыты не сурами Корана, а цитатами из любовных песен популярной египетской певицы Ум Кулзум.
“Восток” Альберто Пинто – это не столько аутентичность, сколько хитроумная система культурных цитат, намеков и игр. Доказательства – в жилой части особняка. Фойе украшено парой светильников 30-х годов прошлого века, на лестнице висит абстрактная картина аргентинского художника Оливейры Сезара, а в хозяйской спальне стоят кресла в стиле ар-деко.
В примыкающем к внутреннему двору “Салоне Лоти”, названном в честь французского писателя-путешественника Пьера Лоти, разместились серебряные кортики из Омана, алжирские свадебные браслеты, таиландские зеркала, австрийские бюсты, тибетские вазы, венецианская люстра и китайский лакированный столик.
Впрочем, все это стилистическое разнообразие не должно смущать – похоже, что дворцы Альморавидов, подчинивших себе мусульманскую Испанию, Западный Алжир и Балеарские острова, выглядели приблизительно так же, как и марракешская вилла, оформленная Альберто Пинто.
Текст: Эвард Пикок Продюсер: Мануэль Фрей
Фото: УИЛЬЯМ АБРАНОВИЧ