Дом в Мексике по проекту Луиса Баррагана

Семье Галвес из Мехико повезло. Они живут в настоящем памятнике архитектуры – розовом доме, который построил великий Луис Барраган.
Дом Антонио Галвеса в Мехико по проекту архитектора Луиса Баррагана

Специфическое, должно быть, чувство – жить в доме, который вошел в учебники архитектуры. Для большинства людей фраза “дом Антонио Галвеса, архитектор Луис Барраган, Мехико, 1955 год” остается просто сухой строчкой истории, частичкой культурного прошлого. Для семьи Галвес это – настоящее.

Вход в дом который знаменитый архитектор Луис Барраган построил в 1955 году в Мехико для семьи Галвес.

Вход в дом, который знаменитый архитектор Луис Барраган построил в 1955 году в Мехико для семьи Галвес.

ЙОХАННЕС МЮЛЛЕР

Мексиканец Луис Барраган – второй в истории лауреат премии Притцкера, он получил ее в 1980 году. То есть официально признанный гений. Его речь, произнесенную во время вручения приза, цитируют как манифест “серьезной” архитектуры. Барраган был истовым католиком и к профессии подходил как к религии.

Гостиная. Мебель из кожи и дерева спроектировал сам Луис Барраган.

Гостиная. Мебель из кожи и дерева спроектировал сам Луис Барраган.

ЙОХАННЕС МЮЛЛЕР

В каждом доме, говорил он, должны быть вера, миф, красота, тишина, одиночество, спокойствие, наслаждение, смерть, сад – и вода. Кроме сада и воды, все понятия в общем-то абстрактные, но Барраган утверждал, что нашел каждому из них зримое воплощение.

Столовая стены выкрашены в цвет фуксии на полках — традиционная мексиканская керамика.

Столовая: стены выкрашены в цвет фуксии, на полках — традиционная мексиканская керамика.

ЙОХАННЕС МЮЛЛЕР

Инженер по образованию, он набрался декоративных и пространственных идей из мексиканской живописи, лекций Ле Корбюзье, которые посещал в 1931 году в Париже, и архитектуры Марокко, куда впервые попал в начале 1950-х. Художников он ценил за яркие цвета. У марокканских строителей позаимствовал веру в выразительную силу простой цементной стены, любовь к дворам-колодцам, контраст теней и света.

Кабинет Антонио Галвеса. На стене — картина Диего Риверы “Обнаженная с каллами”.

Кабинет Антонио Галвеса. На стене — картина Диего Риверы “Обнаженная с каллами”.

ЙОХАННЕС МЮЛЛЕР

Корбюзье Барраган уважал за лаконизм линий, но с ленточным остеклением, которое тот ввел в моду, был не согласен. “Эти окна, да простят меня коллеги, невозможны ни в нашем, ни в каком другом климате”, – говорил Барраган. Сам он предпочитал окон по возможности не делать.

Для архитектуры Луиса Баррагана важен ряд ключевых понятий от “наслаждения” до “смерти”. Во дворе дома Галвеса...

Для архитектуры Луиса Баррагана важен ряд ключевых понятий, от “наслаждения” до “смерти”. Во дворе дома Галвеса представлены “тишина”, “одиночество”, “покой” и “вода”.

ЙОХАННЕС МЮЛЛЕР

Дом, который Луис Барраган построил для Антонио Галвеса, – квинтэссенция его архитектуры. Вход обозначен розовым, оттенка фуксии, цветом. Цвет настолько яркий и рефлексы от него такие сильные, что во всем здании, даже на белых стенах, лежат розовые тени. Композиция дома проста и в самом деле напоминает марокканский риад: глухие стены, скупо обставленные комнаты, все “собирается” вокруг крошечного патио с бассейном. Пользы от прямоугольника воды нет – одна эстетика и философия, возможность вздохнуть и задуматься.

От внутреннего пространства дома патио с “зеркальным” фонтаном отделяет стеклянная стена.

От внутреннего пространства дома патио с “зеркальным” фонтаном отделяет стеклянная стена.

ЙОХАННЕС МЮЛЛЕР

Но это только на первый взгляд кажется, что в таком пустынном, гулком пространстве (вот уж где точно “бедно, но чистенько”) не нужно специальное место для мыслей и вздохов и медитировать можно в любой комнате – в двусветной гостиной с циновкой на полу, в просторной столовой, в кабинете с одиноким шедевром Риверы на стене. Жизнь, как известно, богаче.

В углу гостиной  “Иуды” скульптуры из папьемаше Диего Риверы.

В углу гостиной – “Иуды”, скульптуры из папье-маше Диего Риверы.

ЙОХАННЕС МЮЛЛЕР

У сеньора Галвеса, который в 1955-м решил заказать дом эксцентричному мечтателю Баррагану, было семеро детей, так что гулкость и пустота здесь царили только на снимках. Архитектор это учитывал – говорил, что дом делают домом люди.

Задний фасад соответствует принципу архитектуры Баррагана — минимум оконных и дверных проемов.

Задний фасад соответствует принципу архитектуры Баррагана — минимум оконных и дверных проемов.

ЙОХАННЕС МЮЛЛЕР

Текст: Эммануэль Моретти Оклеппо Продюсер и стилист: Паола Моретти

Фото: ЙОХАННЕС МЮЛЛЕР