Многие читатели интерьерных журналов думают, что принципиальные заказчики, влюбленные в совершенно определенную художественную эпоху и квалифицированно разбирающиеся в ее приметах, – баснословный раритет. То есть туманно пожелать дом “в классике” – дело нехитрое, а заботиться о том, чтобы в этом случае, скажем, лепнина на потолке честно соответствовала булевским комодам и “столовым часам работы славного Leroy” – это уже дело архитектора, и только его.
Но вот, например, хозяин этого дома с особой симпатией относится к искусству двадцатых-пятидесятых годов прошлого века и потому с самого начала подыскивал себе жилище именно в этом духе. Ключевое слово – “подыскивал”; Подмосковье – не окрестности Вены, Мюнхена или Праги, тут изобилия заброшенных ардекошных вилл на вторичном рынке недвижимости нет.
И тем не менее клиент все-таки нашел устраивавший его дом, построенный, правда, недавно, зато отвечавший его стилистическим запросам – где-то на грани между поздним конструктивизмом и основательным ар-деко.
Впрочем, дом все-таки нуждался в переделке. Архитектор Олег Клодт, которого заказчик пригласил для реконструкции, отзывается об исходном проекте с искренней симпатией: “Это очень хорошо спроектированный дом, по части характерных для конструктивизма деталей здесь было много удач”.
Но он уточняет: в смысле функциональности заказчика не все устраивало. Хотя дело здесь явно не только в функциональности. Появившиеся в обновленном доме каннелированные стены лестничного холла или окна от пола до потолка в эркере гостиной – детали не из разряда хозяйственно-практических моментов, но на ощущение стиля работают превосходно.
Трансформация была решительной: теперешняя гостиная появилась на месте бассейна, кабинет занял место гаража. “Но заданное ощущение пластики пространств мы старались сохранить”, – настаивает Олег Клодт. Дом в целом стал гораздо светлее, но это ведь тоже вполне в духе того стиля, который выбрал хозяин, настоявший для одной из комнат на солнечном живописном плафоне в манере Дейнеки.
Налево от двусветной галереи первого этажа расположены кухни, направо – столовая и гостиная (с проходом в приподнятый по отношению к общему уровню кабинет). На втором этаже находятся комнаты сына и дочери. Еще выше помещены хозяйская спальня с гардеробными (как раз над бывшим гаражом) и башенка с небольшими спортзалом и кинозалом.
“Изначально в этом доме была очень суровая расцветка – гостиная серая, кухня белая и так далее, – объясняет дизайнер Анна Агапова, работавшая вместе с Клодтом над созданием интерьера. – Наш заказчик предпочитает более открытые цвета, мы – менее. Так что я даже не скажу, сколько раз нам пришлось делать пробные выкраски, прежде чем нашелся вариант, который всех устроил”.
Однако самой долгой и самой затратной частью работы стал подбор мебели. В сегодняшнем виде интерьер подкупает не только обилием прекрасных винтажных вещей коллекционного качества, но и редкой выдержанностью.
Ради этого пришлось перебрать тысячи предметов, творчески комбинируя выписанные со всего света исторические образцы с современными репликами, – и заказчику, всерьез изучавшему искусство первой половины прошлого века, при этом переборе было что сказать по существу.
Но результат никто не воспринимает как застывшую музейную данность, перемены возможны и здесь – если только найдутся вещи еще более драгоценные и еще более выразительные.
Текст: Сергей Ходнев Продюсер и стилист: Наталья Онуфрейчук
Фото: андреа мартирадонна