“Классика — это цвет!” — говорит декоратор Натела Манкаева и удивляется, отчего многие заказчики считают, что классическая обстановка — это золото на белом фоне. “Я не против белых стен, но в исторических интерьерах такого нет, поэтому я поставила себе задачу убедить хозяев этого дома в том, что у нас классика должна быть аутентичной”, — продолжает она. Свой подход к оформлению дома площадью около тысячи квадратных метров Натела называет французским: “Я пошла не по итальянскому пути, где много имитаций, а по французскому — здесь все настоящее. Если это мраморные филенки и колонны, то это действительно мрамор, а если дерево — то массив, никакого шпона”. Стены кабинета на втором этаже дома обтянуты тисненой кожей, а на первом вся общественная зона украшена росписями. Исторических прототипов у дома нет, но, как говорит Манкаева, она вдохновлялась проектами своих заочных учителей — Альберто Пинто и Жака Гарсии.
Натела подключилась к проекту, когда дом уже был построен, поэтому ей, как она рассказывает, “пришлось побороться с его архитектурой — все-таки декоратора лучше приглашать до того, как построены стены”. На первом этаже она убрала лишние перегородки и двери, организовав пространство по образу анфилады, а также расширила лестницу, придав ей парадный размах. Ограждение для нее сделано по мотивам лестницы в одном из парижских шоурумов. Причем, как отмечает декоратор, это не ковка, а литье — более трудоемкая и, соответственно, дорогая технология.
Без золота, конечно, тоже не обошлось — на то она и классика, но Натела решила использовать драгоценный металл не в отделке стен, а в обстановке. Она исходила из того, что когда-нибудь в будущем наследники нынешних хозяев дома смогут продать всю мебель и заменить на современную. При этом “оболочка” интерьера должна остаться актуальной. Чтобы план сработал, вещи для дома покупали ценные и неслучайные. “Если кому-то кажется, что с большим бюджетом работать проще, то это заблуждение. Это очень ответственное дело: нужно постоянно думать, правильно ли ты вкладываешь деньги”, — говорит Натела.
К проекту она привлекла трех антикваров — двух российских и одного из Франции, и им удалось найти несколько по-настоящему интересных вещей. Например, резной барочный портал. Его исконное назначение неизвестно, но Натела сделала из него обрамление для окна в малой гостиной. Они не совсем совпадали по размеру, так что декоратор спрятала эту разницу за пышным ламбрекеном. В большой гостиной появился подходящий к ней по масштабу парадный буфет. Как рассказывает Натела, чаще всего на антикварном рынке встречаются относительно компактные буфеты, а самые крупные образцы — это, как правило, переделанные платяные шкафы. Судьба этого предмета неизвестна, но в гостиную он встал как родной. В той же комнате есть комод — созданная в XIX веке копия предмета из Версаля. До того как он был обнаружен, Натела присматривалась к современной реплике той же вещи из каталога компании, которая специализируется на воссоздании версальской мебели. Самое удивительное, что версия XXI века оказалась заметно дороже старинной копии — такова цена честного ремесленного труда в мире конвейерного производства и новых технологий. И именно по этой причине современные вещи в этом проекте по своей ценности не отстают от старинных.
Антикварную обстановку можно собирать годами, но в ситуации, когда проект надо реализовать в более-менее разумные сроки, нужные вещи могут просто не найтись. Поэтому современных предметов в интерьере тоже хватает. И это не только мягкая мебель, которая, как ни крути, по своему удобству превосходит старинную. Часть люстр куплена у французской компании Mathieu Lustrerie, которая не только делает реплики антикварных светильников, но и, например, реставрирует люстры в Версале, Опера Гарнье и Комеди Франсез. В гостиной диван Pozzoli обит шелковым бархатом, который был выткан на заказ и стоит сопоставимых с ним денег. “Все это марки высокого порядка”, — характеризует Натела своих поставщиков. Хотя, по ее словам, есть вещи, которые в современном исполнении все равно никогда не сравнятся с антикварными. Например, каменные камины. “У них нет такой тонкой проработки, как у антикварных”, — считает декоратор.
Понятно, что объект такого масштаба делается долго. Работа над одним только проектом до начала стройки шла год. За это время декоратор успела увлечь заказчиков своими идеями, и они явно не прогадали — созданный с нуля интерьер выглядит словно какое-нибудь старинное шато. Хотя сама Натела до сих пор не может отойти от этой истории: “Когда вещи приходят из разных мест, ты до последнего момента переживаешь — сложился интерьер или нет. После этого проекта у меня ощущение, что я способна на все”.
Фото: Михаил Степанов; Стилист и продюсер: Наталья Онуфрейчук