Бельгийский архитектор Винсент ван Дуйсен начал практиковать в начале 1990-х. Он сразу попал в поле зрения своих коллег и архитектурно-интерьерных изданий. А все из-за необычного стиля, в котором он работает. “Аскетичная изысканность”, – охарактеризовала его дизайнер Патриция Уркиола.
На эстетические взгляды ван Дуйсена оказало влияние творчество бенедиктинского монаха – архитектора Ханса ван дер Лана (1904–1991) и модельера Рэи Кавакубо. Лаконичность и монашеская скромность свойственны всем проектам Винсента, и резиденция в бельгийском Кортрейке не исключение.
Дом расположен в живописном парке и построен в стиле французской виллы: кирпичные стены, выкрашенные в белый, и черепичная крыша. Его возвели в 1950‑е годы по проекту бельгийского архитектора Жозефа Вьерина.
Из примечательного внутри был кабинет, обставленный мебелью бельгийского дизайнера Жюля Вабба. Письменный стол, стеллажи и стулья были в превосходном состоянии, поэтому ван Дуйсен их сохранил. Он считает, что “не стоит перечеркивать прошлое, но оно не должно утомлять”.
В его интерьерах главные роли отводятся пространству и свету. Поэтому в первую очередь архитектор реорганизовал помещения. Сводчатая галерея, которая раньше была террасой, после остекления стала частью дома. В ней расположилась импровизированная столовая с люстрой, сделанной на заказ, большим деревянным столом Акселя Вервордта (хозяевам нравится мебель по его дизайну, ее специально покупали и для других помещений) и редко встречающимися стульями дизайнера Пьера Жаннере.
Это типичный дуйсеновский прием: всего лишь пара-тройка предметов в комнате, но каждый выбран неслучайно. “Я всегда комбинирую старое и новое, но на современный лад. Контраст и тактильность для меня очень важны”, – говорит он.
Архитектор может запросто состарить абсолютно новые половые доски, а старые стеновые панели, наоборот, отполировать до блеска. Например, в зимней гостиной он не стал покрывать лаком оригинальные панели буазери, оставив их матовыми. Они превратились в отличный фон для блестящего и переливающегося арт-объекта Аниша Капура.
Винсент тщательно подходит к подбору материалов и старается демонстрировать их натуральную красоту. Обстановку этого дома он считает “торжеством ремесленников”, а не брендов. С разными мастерами он стал тесно сотрудничать еще в начале карьеры и с тех пор не изменяет своим привычкам. А вот уличную мебель архитектор спроектировал сам, подражая модернистам: простые формы, крашенное в белый дерево и лен.
Ван Дуйсен не только реконструировал и обставил дом, он также спроектировал летний павильон рядом на участке. Для визуального объединения старой и новой построек использовались следующие приемы: крытый пассаж с белой кирпичной стеной и терракотовой крышей и голубоватый песчаник. Плитами из него выложены полы на кухне, на обоих этажах павильона и двор. Стена, ко всему прочему, служит ограждением для внутреннего двора, где вырыли три прямоугольных пруда.
В павильоне же расположились столовая, кухня и гостиная, а в подвале – спа-зона. Стены нового здания полностью стеклянные, и в теплое время года их можно вообще убрать. Одно нажатие кнопки – и огромные рамы опускаются в землю. То, что кажется таким простым со стороны, сложно было воплотить технически. Архитектору пришлось обустроить в подвале отдельные помещения для подъемных механизмов и хранения стекол. Но эффект того стоил.
Несмотря на минималистичность, в проектах ван Дуйсена живется довольно комфортно. Архитектор любит использовать в современных интерьерах старинные предметы и называет свой стиль “теплым минимализмом”. “Сейчас как раз мое время! Многие заказчики с уважением относятся к историческому наследию и стараются его сохранить”, – объясняет он.
Текст: Карен Маккартни
Фото: ричард пауэрс