Дом в Тоскане по проекту Марины Филипповой

Марина Филиппова оформила дом 1970-х годов в тосканской деревне на берегу Тирренского моря, воссоздав в интерьере атмосферу тех времен.
Дом в Тоскане по проекту Марины Филипповой

Дизайнер Марина Филиппова

Заказчики Марины Филипповой купили одноэтажный дом в тихой деревушке Роккамаре в Тоскане и пригласили местного архитектора заниматься ремонтом. Но когда он представил им визуализацию будущего интерьера, они поняли, что нужно искать кого-то еще. Через знакомых нашли Марину и пригласили ее прилететь и посмотреть, с чем предстоит работать.

Гостиная. Диван, Minotti; кресла, винтаж, Jorge Zalszupin; люстра, винтаж, Sputnik; журнальный столик и стеллажи сделаны на заказ по эскизам дизайнера; винтажные торшеры.

“Заказчики рассказывали, что до них в этом доме одновременно жили несколько семей, как в коммунальной квартире, поэтому внутри было множество мелких комнатушек, коммуникации в ужасном состоянии, а на участке — непроходимый бурелом”, — вспоминает дизайнер. Вместе с заказчиками она отправилась гулять по округе, чтобы понять, в каком направлении начинать работу.

Фрагмент гостиной. ­Винтажная лампа, 1970‑е; комод по дизайну Иба Кофод-Ларсена, 1960‑е, Швеция; картина из коллек­ции ­заказчиков.

Этот поселок был построен в 1970-х, все дома здесь однотипные, каменные, не выше двух этажей. При этом действуют очень строгие правила, по которым нельзя увеличивать этажность и площадь домов, — ради сохранения облика поселка. Здесь нет высоких заборов, напротив, низкие оградки, и жители могут спокойно гулять где угодно, даже по чужим участкам. Можно зайти, например, в гости к семье Феррагамо, их вилла как раз по соседству. Именно она вдохновила Марину на создание этого интерьера.

Зона столовой. Стол и стулья Saarinen, Knoll. Люстра Supernova, Lou Blass.

Она рассказывает: “Я увидела входную дверь с рейками и вспомнила, что в детстве окна дома, где я жила, выходили на площадь с кинотеатром, и у него были двери с такими же рейками. Эта деталь для меня — олицетворение 1970-х”.

Кухня, La Cornue. Стулья Bertoia, Knoll. Винтажные светильники из меди, Ханс-Агне Якобссон, Markaryd.

Дизайнер и заказчики сразу поняли, что дом должен выглядеть в духе тех лет, “как будто мы вошли и там ничего не изменилось”, при этом быть удобным для жизни большой семьи. Например, у хозяйки было пожелание: “Диван нужен такой, чтобы дети сразу с пляжа, с ногами в песке, могли прыгнуть на него, а чехлы можно было снять и постирать”. Нужный диван быстро нашелся, и это один из немногих новых предметов в интерьере, в основном Марина искала винтаж, а заодно и приобщила к этому азартному занятию своих заказчиков.

Коридор. Пол выложен нарезанным на полосы мрамором разных сортов; на стенах шелковые обои, Fromental; на потолке обои, Harlequin; винтажные бра, 1960-е.

Дом задумывался как летняя резиденция, и здесь оборудовали немало мест для отдыха на свежем воздухе: днем можно дремать у бассейна или гулять в саду, а вечером смотреть кино на крыше. А несколько лет назад ни бассейна, ни цветущего сада здесь не было, их созданием занимались найденные Мариной итальянские инженеры и ландшафтные дизайнеры. “Мы оставили только огромные пинии, все остальное расчистили и засаживали заново. Я наблюдала, как все эти растения почти сразу начинали цвести, сад стал оживать”, — говорит Марина.

Спальня дочери. Кровать сделана на заказ; винтажное бра, 1950‑е; ваза, Fornasetti; стеллаж Sum Shelves, SCP.

А вот кинотеатр на крыше — идея итальянских коллег Филипповой. Экран и мультимедиасистема вмонтированы в пол и в нерабочем состоянии почти незаметны, а когда хозяева или их гости хотят посмотреть фильм, то конструкция выезжает из пола и готова к использованию. Эта схема позволяет не беспокоиться о сохранности техники на случай непогоды.

Зона отдыха с ­бассейном.

Практически из всех комнат есть выход на улицу, так что основным входом пользуются редко, чаще заходят через французское окно в гостиной. Именно здесь больше всего обыграна тема реек с виллы Феррагамо. Этот мотив Марина использовала, рисуя эскизы книжного стеллажа и панели над камином. Из реек же (правда, сильно увеличенных в размере) сделана перегородка между гостиной и столовой. Эти два помещения, а также кухня представляют собой единое пространство, но при желании зону готовки можно закрыть раздвижными дверьми.

Терраса. Светильник, Kevin Reilly.

В гостевых комнатах была одна не слишком удобная деталь — стеклянные стены, отделяющие туалет от спальни. Перестраивать их было нельзя, и Марина придумала сделать реечную стенку рядом со стеклом, чтобы гостям было комфортнее. И выглядит здесь все так, будто с 1970-х действительно ничего не изменилось.

Фото: Джорджо Барони