В Стамбуле после затяжной пятилетней реставрации во всей своей ослепительной красоте открылся знаменитый хамам Кылыч Али-Паша, восстанавливало который местное архитектурное бюро Cafer Bozkurt Architecture.
Огромный хамам 1580 года постройки площадью 935 квадратных метров – часть архитектурного комплекса мечети Кылыч Али-Паши, который не один десяток лет строил великий турецкий архитектор и инженер Мимар Синан. Большой комплекс с мечетью, банями, школой и мавзолеем построен на искусственном острове и носит имя одиозного адмирала Османской империи, начинавшего свою карьеру корсаром, которому султан предложил построить мечеть в море.
Несколько последних веков бани, хотя и работали, представляли собой жалкое зрелище – кирпичная кладка, купола и арки разрушились и поросли травой, интерьеры хамама десятки лет калечили и изменяли в соответствии с требованиями времени. Так, стены главного зала из натурального камня в 50-х годах XX века закрыли деревянными панелями, стоявший в центре мраморный фонтан снесли, а по периметру нагородили конструкцию из отдельных кабинок для переодевания.
Для архитекторов Cafer Bozkurt Architecture, взявшихся за реконструкцию хамама, важно было воссоздать его величественный исторический облик, одновременно превратив бани в продвинутый СПА-центр с национальным колоритом. Поэтому перед началом работ архитекторам пришлось в прямом смысле слова повыше засучить рукава – хамам находился в таком плачевном состоянии, что три года инженеры бюро работали только над проектом его реконструкции, много времени потратив на то, чтобы понять, каким изначально был план полуразрушенной постройки. Следующие два года архитекторы вели в банях строительные и отделочные работы.
Работали архитекторы с большой любовью и вниманием к наследию великого турецкого зодчего – каменную и кирпичную кладку и архитектурные детали XVI века заменяли или, где это возможно, укрепляли тоннами цемента, битума и штукатурки, куполам придали их изначальную форму и обшили листами оцинкованной стали, из интерьера убрали более поздние нагромождения, оставив в нем лишь натуральный камень, мрамор и дерево, снова вернули в главный зал мраморный фонтан и широкие каменные скамейки вдоль стен, сделав зал таким, каким его проектировал Мимар Синан.
Отдавая дань уважения турецкому зодчему, архитекторы Cafer Bozkurt Architecture не забыли усовершенствовать хамам в смысле технического оснащения, фактически превратив бани в уникальный СПА-центр в музейных интерьерах.
План:
Текст: Евгения Круглова
Фото: Cengiz Karliova, Oguz Meric, Ergin Iren, Sibel Ozkars, Ahmet Ertug