Художественная галерея и многофункциональная столовая в московском лицее № 1535

Дизайнер Мия Карлова превратила столовую в московском лицее № 1535 в многофункциональное пространство, где можно проводить тематические кружки, а коридор — в картинную галерею со шпалерной развеской. Думаем, что возвращаться в такую школу 1 сентября особенно приятно.
Художественная галерея и многофункциональная столовая в московском лицее № 1535

В 2018 году дизайнер Мия Карлова преобразила общественную зону московской Пятьдесят седьмой школы на Хамовническом, и это вызвало настоящий фурор. Проект даже принес ей первое место в номинации “Входные группы” премии AD Design Award. После такого успеха к ней обратились представители лицея № 1535, еще одного знаменитого и престижного учебного заведения Москвы.

“Я не сразу согласилась, — признается Мия. — Существующие регламенты сильно ограничивают возможности обустройства школьных коридоров. Например, нормы расположения розеток прописывались в те времена, когда у детей не было компьютеров и гаджетов, которые надо постоянно заряжать”.

У лицея есть огромная коллекция постеров и репродукций произведений искусства из разных мировых музеев — всего больше тысячи экземпляров. “Мы отсняли и каталогизировали все работы и вместо линейной предложили шпалерную развеску, сгруппировав постеры по художественным направлениям, — рассказывает Мия. — Один из примеров, вдохновивших меня на яркое оформление экспозиции, я увидела в Мадриде на выставке “Русский авангард”, где были представлены произведения из коллекции Музея Тиссена-Борнемисы. Картины висели не на однотонных стенах, а поверх разноцветных геометрических фигур, которые задавали динамику всей экспозиции”. Похожий прием дизайнер использовала в коридоре лицея, заключив постеры внутрь масштабных геометрических фигур.

Вторая задача, которая стояла перед Мией Карловой, — переосмыслить пространство столовой. “Большое помещение, рассчитанное на сто пятьдесят человек, используется только во время завтраков и обедов. Это обычная практика для большинства московских школ. Руководство предложило сделать его более гибким и функциональным, чтобы можно было одновременно проводить мероприятия для больших и маленьких групп”, — объясняет дизайнер.

Для зонирования огромного пространства Мия использовала несколько приемов. Например, большие передвижные перегородки позволяют воплотить три сценария планировки. С внешней стороны на перегородки нанесен графический рисунок по эскизам Карловой, а с внутренней — специальное покрытие, на котором можно писать маркером. Мебель в столовой тоже стала мобильной и функциональной: стулья штабелируются, а небольшие перегородки на колесиках позволяют быстро изменить конфигурацию расстановки мебели и по-новому зонировать пространство.

Большую техническую помощь в работе над проектом оказало Агентство инноваций Правительства Москвы. Мия разработала проект и составила техническое задание для мебели и функциональных решений, а агентство объявило поиск подрядчиков, заинтересованных в реализации проекта. В итоге столы и стулья были поставлены финской компанией Isku, а сдвижные многофункциональные перегородки были изготовлены российской компанией Nayada. В общественных зонах откидные столы и встроенную в нишу мебель сделали LIS, а пуфы и кресла — Smartballs.

“В реализации проекта такого рода есть свои сложности. Во-первых, это поиск компромисса в определении эстетической и функциональной составляющих. В общественных проектах заказчик всегда один, а потребителей много. Изменения часто воспринимаются по-разному, особенно когда существует сложившийся привычный уклад, — рассказывает Мия Карлова. — Во-вторых, нормы и регламенты проектирования. В советские времена детей учили держать в руках и разбирать автомат Калашникова, но розетки убирали на недосягаемую для них высоту. Я считаю, что пришло время пересмотреть правила, разработанные в другой реальности, и сделать школьные пространства современными. Пусть дети, которые находятся в школе весь день и впитывают информацию в таких объемах, что нам и не снилось, имеют возможность зарядить телефон не подпрыгивая на высоту, установленную устаревшим регламентом”.

Фото: Михаил Лоскутов