Интерьер с обложки: двухэтажная квартира в Москве

Эту квартиру, отделанную с безудержным шиком в 1990-х, заново оформила Светлана Арефьева. Новый декор преобразил жилище, ставшее куда более приветливым и породистым.
Двухэтажная квартира в Москве фото интерьеров от дизайнера Светланы Арефьевой — Интерьер с обложки

Это не история про отважное перепланирование или про кропотливое воссоздание исторического интерьера – исходные условия были совсем другими. Став владельцами этого жилища, заказчики дизайнера Светланы Арефьевой оказались в сложном положении. С одной стороны, как будто бы по всему должно получаться, что это не квартира, а клад: большая, словно иной особняк, двухэтажная, с торжественной, без пяти минут дворцовой планировкой.

Гостиная. Библиотека и камин изготовлены на заказ. Возле камина кресло Patron’s Chair, Clockhouse Furniture.

Сергей Ананьев

Помещения выстроены вокруг просторного двухсветного холла: гостиная, она же столовая, и кухня находятся на первом этаже, спальня хозяев на втором. Причем помещается эта квартира в почтенном старом доме, и, скажем, полукруглое ар-нувошное окно в спальне – само по себе маленькая драгоценность.

Столовая зона в гостиной. Буфет, стол и стулья — антикварные. Наборный паркет сохранился от прежних владельцев.

Сергей Ананьев

С другой стороны, это была не какая-нибудь там только что расселенная коммуналка, а сущие хоромы, которые прежние владельцы еще в 1990-е годы обустроили в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Светлана показывает фотографии: аляповатые околоклассические детали, камин с покушениями на барочный шик, ванная, на украшение которой, судя по виду, ушли запасы небольшой мраморной каменоломни. “Мы даже одно время называли в процессе работы эту квартиру “объект “Метро” – столько было камня”, – смеется дизайнер. Хорошо еще, что почти без позолоты.

Кухня. Пол, “Мастерские Братьев немцеВ”. Мебель под окном, Neptune. Стулья винтажные. Люстра, Chiaro.

Сергей Ананьев

Сам по себе классический вектор новых хозяев не раздражал. Как и классическая пространственная схема. Совсем напротив: по словам Светланы Арефьевой, они люди разборчивые, с отменным вкусом, так что, к примеру, висящие теперь на стенах картины не куплены “для интерьера”, а долго и любовно собирались с чисто коллекционерскими намерениями.

Библиотека на втором этаже. Диван, Home Concept. Потолочный светильник, Estro. Обои на потолке (кессоны), Pelican Prints.

Сергей Ананьев

Домашняя библиотека у них тоже солидная, а винтажную и антикварную мебель они часто подбирали сами, без декораторского присмотра. Как видим, вполне удачно. Но именно поэтому странная роскошь в духе девяностых, порядком наивная и одновременно убийственно серьезная (бывает же такое), их никак не устраивала.

Спальня. Светильники, Asiatides. Кровать, Century Furniture. Подушки, KADO.

Сергей Ананьев

Сравнивать претенциозно-унылый старый интерьер и новый – яркий, сильный, живой – очень поучительно: редко когда возникает настолько наглядное “было – стало”. Самое удивительное – фундаментальных переделок для этого понадобилось совсем немного. Перестроили блок “кухня плюс санузел” (прежние хозяева занизили там потолок, чтобы устроить сверху небольшой бассейн), отгородили дополнительную комнату на втором этаже, убрали самые проблемные в декоративном смысле элементы интерьера.

Ванная комната — единственное помещение с занавеской на окне. Ванна и смеситель, Devon & Devon. Напольная метлахская плитка, Winckelmans.

Сергей Ананьев

Но все, что не слишком резало глаз – паркетный пол, лестница и галерея с балюстрадой, лепнина, монументальные двери в гостиной, кессоны потолка, даже огромная хрустальная люстра, – осталось. Только смотрится теперь совершенно иначе: прекрасно найденные цвета, эффектный рисунок обоев, мебель, картины и светильники радикально изменили общее впечатление.

Холл. Здесь особенно заметен заданный прежними владельцами монументальный размах: балюстрады, двери, паркет и гигантская люстра из Гусь-Хрустального.

Сергей Ананьев

Вернее сказать, сумму впечатлений, потому что тон у каждой комнаты свой. Если спальня и библиотека с узорчатыми обоями выглядят спокойной стилизацией под чинные городские интерьеры 1900-х годов, то кухня получилась по-рустикальному непринужденной – тон задают веселая пестрота керамики фартука над плитой, расписная мебель и блестяще имитирующий фермерскую старину деревянный остров.

Фрагмент гостиной. На оконных откосах гротесковые росписи, сделанные Максимом Шишигиным. Бра, как и люстры, — современные реплики старинных дворцовых светильников.

Сергей Ананьев

Гостиная на первый взгляд держится совсем уж особняком: интенсивный оттенок желтого не из тех, что первым приходит в голову при мысли о цветовой гамме классических интерьеров. И тем не менее он неуловимо напоминает желтые шелка на полотнах Вермеера и Ватто – по крайней мере, напоминает здесь, в сочетании с антикварной мебелью, репликами старинных светильников, строгим каминным порталом, который сделал питерский керамист Юрий Осинин. А также тонким гротесковым декором оконных откосов – это отличная, но почти случайная находка: хозяева категорически не признают штор, а декорировать окна как-то было нужно. Обсуждалась идея керамической отделки под стать камину, но в конце концов предпочли эту роспись в духе Louis Seize, которую выполнил художник Максим Шишигин.

Фрагмент спальни. На антикварном столике в стиле шинуазри — лампа, Asiatides. Обои Chinoise Exotique, Scalamandre.

Сергей Ананьев

“У нас было, пожалуй, совершенно замечательное взаимопонимание, особенно с заказчицей, – рассказывает о работе Светлана. – Мне практически не приходилось ничего корректировать в том, что мне предлагали”. Выбор цветовой схемы в целом тоже был за хозяевами, хотя пришлось изрядно потрудиться для того, чтобы найти для кухни идеальный оттенок лилового. А для гостиной – тот самый желтый цвет, который заказчики в результате поэтично окрестили “цвет оливкового масла, налитого на желтое блюдце”.

Фрагмент библиотеки.­ Обои на стенах Compendium, Morris & Co.

Сергей Ананьев

Если приглядеться, то заметно, что кессоны потолка на втором этаже оклеены разными обоями (всего было использовано семь типов). “Конечно, это не коммунальная квартира со всей положенной мифологией, – объясняет Светлана Арефьева, – но мне все равно хотелось, чтобы интерьер рассказывал про сложную жизнь этого места. Хотя бы намеком”.

Фрагмент кухни. Слева — кухонный остров, Chalon Kitchens.

Сергей Ананьев

Фрагмент ванной. Сантехника, B.C Sanitan. Смесители, Devon & Devon. Тумба изготовлена на заказ компанией “Квинтон”.

Сергей Ананьев

Фрагмент холла. Как и в остальных комнатах, стены украшены произведениями отечественного искусства ХХ века из коллекции хозяев дома.

Сергей Ананьев

Текст: Сергей Ходнев

Фото: Сергей Ананьев